В качестве учебного плана ОУ выбран Федеральный учебный план, вариант 4.
Учебный план начального общего образования на 2024-2025 учебный год (далее – учебный
план) МКОУ СОШ с.п. Урвань (далее – ОУ) фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение
по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности в рамках реализации ООП определяются ОУ самостоятельно.
Цель: предоставить каждому ребёнку в соответствии с его основным правом на получение
полного образования, возможности реализации этого права в получении общего начального
образования на основе дифференциации обучения с учётом системно- деятельностного подхода.
Задачи:
Обеспечить удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, родителей (законных
представителей), социума, целей и задач учебно-воспитательного процесса;
Обеспечить гарантированные знания опорного учебного материала на уровне требований ФГОС
НОО;
Обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие обучающихся;
Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности
обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
Обеспечить развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных
особенностей; сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка;
Обеспечить формирование и дальнейшее развитие у учащихся начальных классов социальнопсихологических навыков, которые пригодятся учащимся в большинстве жизненных ситуаций:
коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение
проблем и конфликтов.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации - русского языка, изучение национальных государственных языков народов КБР –
русского, балкарского и кабардино- черкесского языков, как родных языков, а также
устанавливает количество занятий, отводимых на его изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из обязательной части, входящей в 80% от общего объёма ООП, и
части формируемой участниками образовательных отношений (далее - ЧФУ), входящей в 20% от
2
общего объёма ООП.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся; их приобщение к общекультурным и
национальным
ценностям,
информационным
технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего
образования;
формирование
функциональной
грамотности
и
«гибких
навыков»,
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого ОУ, включает
учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные
предметы (учебные модули):
Предметные области
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык и литературное чтение
Русский язык, Литературное чтение
Родной язык и литературное чтение на родном
языке
Родной (русский, балкарский, кабардиночеркесский) язык, Литературное чтение на
родном (русском, балкарском, кабардиночеркесском)языке.
Иностранный язык
Английский язык
Математика и информатика
Математика
Обществознание
(«окружающий мир»)
3
и
естествознание
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики:
учебный модуль: «Основы православной
культуры»; учебный модуль:
«Основы иудейской культуры»; учебный модуль:
«Основы буддийской культуры»; учебный модуль:
«Основы исламской культуры»; учебный модуль:
«Основы религиозных культур народов
России»;
учебный модуль: «Основы светской этики»
Искусство
Изобразительное искусство, Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Часть учебного плана ОУ, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в ОУ,
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов: « Литературное чтение на родном (русском, балкарском, кабардино-черкесском)
языке» (государственных языках КБР) – по 1 часу во 2-3 классах, «Математика» – по 1 часу во 2-4
классах.
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации, (государственных языков КБР) и по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учёт мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется
путём анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся 1-4 классов в апреле
месяце текущего учебного года.
В соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормативами в 1-классах обучение
ведется без бального оценивания, максимальная продолжительность учебной недели составляет
5 дней.
Образовательная деятельность в ОУ начинается 1 сентября. Продолжительность учебного
года в 1 классе - 33 недели, во 2-4 классах – 34 недели. «024-2025 учебный год начинается 2
4
сентября 2024 года. Учебный год делится на четверти.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или
6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и
иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов,
дисциплин (модулей).
При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых
наряду с русским языком изучается родной язык (1–4 классы), и по иностранному языку (2–4
классы) осуществляется деление классов на две и более группы.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных
недель; во втором полугодии – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является
равномерное чередование период учебного времени и каникул. Продолжительность каникул
должна составлять не менее 7 календарных дней.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе – 35 минут (сентябрь – декабрь), 40 минут (январь – май);
в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ – 40 минут;
в 2-4 классах – 45 минут (на период капитального ремонта при обучении в 2 смены – 40 минут).
Количество часов на физическую культуру составляет 2 часа (при варианте 4), третий час
будет реализован за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений,
часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций,
школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Реализация учебного плана основывается на неукоснительном соблюдении требований к
организации образовательного процесса, изложенных в СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
При определении понятия промежуточной аттестации ОУ основывается на положениях
ст.58 ФЗ-273:
«1. Освоение образовательной программы <...>, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курс программы, сопровождается промежуточной аттестацией в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».
Исходя из положений ст.58 ФЗ-273, под промежуточной аттестацией понимается
5
установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, программ
внеурочной деятельности, входящих в учебный план начального общего образования и план
внеурочной деятельности, предусмотренных ООП НОО, за учебный год. Таким образом,
промежуточная аттестация на уровне начального общего образования это годовая промежуточная
аттестация.
Формой годовой промежуточной аттестации для учебных предметов и курсов, оценивание
по которым предполагает использование 5-бальной оценочной шкалы, является расчёт среднего
арифметического результата по результатам четвертных аттестаций по всем учебным предметам,
курсам, входящим в учебный план начального общего образования. Округление среднего
арифметического результата проводится по правилам математического округления.
Формой годовой промежуточной аттестации для учебных предметов и курсов, программ
внеурочной деятельности, оценивание по которым предполагает использование дихотомической
шкалы типа «зачёт - незачёт», является выставление годовой оценки в рамках указанной шкалы
на основании учёта результатов итогового суммирующего контроля, проводимого в различных
формах - защиты итогового творческого проекта, решения проектной задачи, выполнения
практической (творческой) работы, презентации полученной модели (изделия) и т.п.,
предусмотренных рабочими программами.
В 1-х классах, а также по учебным модулям учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики», по программам внеурочной деятельности, годовая промежуточная
аттестация проводится без использования 5-балльной оценочной шкалы с использованием
дихотомической шкалы типа «зачёт - незачёт».
По всем остальным учебным предметам во 2-4 классах годовая промежуточная аттестация
проводится с использованием 5-балльной оценочной шкалы. Отметка по учебному предмету,
курсу, программе внеурочной деятельности за конкретный учебный год является результатом
годовой промежуточной аттестации, которая заносится учителем (классным руководителем) в
электронный журнал после отметки за 4 четверть, полугодие, в качестве годовой отметки, в
дневники обучающихся.
Для того чтобы отразить динамику индивидуальных образовательных достижений 4классников, их продвижение в достижении предметных результатов освоения ООП НОО,
классный руководитель отражает результаты всех годовых промежуточных аттестаций в личных
делах и в индивидуальной карте результатов итоговой оценки освоения ООП НОО, которая
заполняется на каждого выпускника 4-х классов в мае месяце текущего учебного года.
Порядок реализации ч.ч. 2-10 ст.58 ФЗ-273 в части получения обучающимися
неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации, ликвидации академической
задолженности, оставления на повторное обучение, перевода на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с заявлением родителей (законных
представителей) и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования.
6
Учебный план НОО (недельный) ОУ ( 1-4 классов)
На основе федерального учебного плана начального общего образования вариант4
(1 кл. – 5-дневная учебная неделя, 2–4 кл. – 6-дневная учебная неделя
с изучением родного языка, вариант 4 ФУП)
Предметные
Учебные предметы/
области
классы
Обязательная часть
Количество часов в неделю
1А,1Б,1В
2А,2Б,2В 3А,3Б,3В
4А,4Б,4В
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение Литературное чтение
5
3
5
3
5
3
5
3
20
12
Родной (русский,
1
балкарский, кабардино –
черкееский) язык
(государственные языки
КБР)
2
2
2
7
1
1
1
4
–
2
2
2
6
Математика и
4
Математика
информатика
Обществознание и Окружающий мир
2
естествознание
–
Основы религиозных
Основы религиозных
культур и светской
культур и светской этики
этики
4
4
4
16
2
–
2
–
2
1
8
1
Родной язык и
литературное чтение Литературное чтение на 1
на родном языке
родном (русском,
Итого:
Всего часов
балкарском, кабардиночеркесском языке языке)
языке (государственных
языках КБР)
Иностранный язык
Иностранный язык
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Физическая культура Физическая культура
2
2
2
2
8
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
21
0
24
2
24
2
25
1
94
5
Искусство
Технология
7
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Математика и
информатика
Итого:
Литературное чтение
на родном (русском,
балкарском,
кабардино-черкесском
языке языке) языке
(государственные
языки КБР)
Математика
0
Учебные недели
33
Всего часов:
21
Максимально допустимая недельная нагрузка, 21
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
предмета
Русский язык
Литературное
чтение
Родной (русский,
балкарский,
кабардино –
черкееский) язык
(государственные
языки КБР)
Литературное
чтение на
родном (русском,
балкарском,
кабардиночеркесском
языке языке)
языке
(государственных
языках КБР)
Иностранный
язык
Математика
Окружающий
мир
Основы
религиозных
культур и
светской этики
1
1
2
1
1
1
3
2
2
1
5
34
26
26
34
26
26
34
26
26
135
99
99
Классы Формы промежуточной аттестации
2-4
2-4
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Проверочная работа
2-4
Контрольный диктант с грамматическим заданием
2-4
Проверочная работа
2-4
Проверочная работа
2-4
Контрольная работа
Проверочная работа
2-4
8
9
10
11
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая
культура
2-4
2-4
Творческая работа
Творческая работа
2-4
2-4
Творческая работа
Сдача нормативов и проверочная работа
Учебный план НОО (годовой) ОУ ( 1-4 классов)
Учебный план начального общего образования
(1 кл. – 5-дневная учебная неделя, 2–4 кл. – 6-дневная учебная неделя
сПредметные
изучением родного Учебные
языка, вариант
4 ФПУ)
предметы/
области
классы
)
Обязательная часть
Количество часов в неделю
1А,1Б,1В
2А,2Б,2В 3А,3Б,3В
4А,4Б,4В
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение Литературное чтение
165
99
Итого:
Всего часов
170
102
170
102
170
102
675
405
68
68
68
270
34
34
34
102
68
68
68
204
Математика и
132
Математика
информатика
Обществознание и Окружающий мир
66
естествознание
Основы
религиозных
Основы религиозных
культур и светской
культур и светской этики
этики
136
136
136
540
68
68
68
34
270
34
Музыка
33
34
34
34
136
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
33
34
34
34
136
33
34
34
34
136
66
68
68
68
272
Родной (русский,
33
балкарский, кабардино –
черкееский) язык
(государственные языки
КБР)
Родной язык и
литературное чтение Литературное чтение на 33
на родном языке
родном (русском,
балкарском, кабардиночеркесском языке языке)
языке (государственных
языках КБР)
Иностранный язык
Искусство
Технология
Иностранный язык
Физическая культура Физическая культура
9
Итого:
693
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Литературное чтение
на родном (русском,
Родной язык и
балкарском,
литературное чтение кабардино-черкесском
на родном языке
языке языке) языке
(государственные
языки КБР)
816
68
816
68
34
34
Математика и
информатика
34
34
34
102
Итого:
68
68
34
170
Учебные недели
33
Всего часов
693
Максимально допустимая недельная нагрузка, 693
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
34
884
884
34
884
884
34
884
884
135
3345
3345
Математика
816
34
3141
170
68
Учебный план может быть реализован с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается корректировка
учебного плана, интеграция форм обучения, например, очного и электронного обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий. Учебные планы могут быть
разными в отношении различных классов одной параллели.
Учебный план является приложением к ООП НОО и актуализируется ежегодно приказом
по ОУ как изменения в образовательную программу на конкретный учебный год.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3
классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и
контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с Гигиеническими нормативами.
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности (далее – ВУД) является частью ООП НОО, формируемой
участниками образовательного процесса, реализует модель, построенную на основе базовой
организационной модели и интегрирует элементы основных типов организационных моделей
внеурочной
деятельности:
оптимизационной,
дополнительного
образования.
План ВУД определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для
обучающихся при освоении ими программы начального общего образования с учётом
10
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
возможностей
образовательной
организации.
Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны
быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Направления и цели внеурочной деятельности.
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося,
углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных
предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая
творческая
деятельность
организуется
как
система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать
в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности,
которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные
марафоны
организуются
через
систему
интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию
обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
11
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель
непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении
разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного
направления;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное
участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой,
коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление
внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств информационнокоммуникационных технологий.
Формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может
проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс,
музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники ОУ (учителя
начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги –
организаторы,воспитатели, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную,
техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности
и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило,
педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
12
По указанным направлениям в ОУ ВУД в 1-4 классах реализуется по направлениям развития
личности через:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность:
«Движение есть жизнь!»
Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.
2.Проектно-исследовательская деятельность
«История родного края»
Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать
с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории,
культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Форма организации: факультативный курс краеведения; творческие проекты
«Достопримечательности родного края».
3.Коммуникативная деятельность
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю
Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой
деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты;
программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой
способности создавать необычные тексты.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система
практических занятий).
4.Художественно-эстетическая творческая деятельность
1.Рукотворный мир
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений
создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие
творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду
как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские («Природа и творчество», «Куклы своими руками»,
«Юные художники»); выставки творческих работ.
13
2. Школьный театр «Путешествие в сказку»
Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений
импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих
способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.
Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок.
3. В мире музыкальных звуков
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве,
произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать
свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей,
формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия
народных инструментов.
4. ДООП «Танцуем вместе»
Цель: развитие познавательного интереса обучающихся к искусству хореографии,формирование
художественного вкуса, раскрытие индивидуальных качеств обучающихся.
5. ДООП «Занимательный русский язык»
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический
кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
4. Информационная культура
1. Мои помощники – словари
Цель: формирование представлений обучающихся о различных видах современных словарей
(например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих
терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и
другие – по выбору педагога); знакомство с малоизвестными обучающимся словарями русского
языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь
русских личных имен, словарь-справочник «Прописная или строчная» и другие (по выбору
педагога); совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью
компьютера (4 класс).
Форма организации: учебный курс – факультатив.
2.Моя информационная культура
Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования.
14
Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов,
планшетов, смарт-часов, наушников и других технических устройств.
6.Интеллектуальные марафоны
Я – путешественник (Путешествуем по России, миру)
Цель: расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений
работать с информацией, представленной на географической карте; развитие навыков работы в
условиях командных соревнований.
Форма организации: игры-путешествия, видео-экскурсии соревновательной направленности.
7. «Учение с увлечением!»
1.Легко ли писать без ошибок?
Цель: совершенствование орфографической грамотности обучающихся, поддержка обучающихся,
испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с
правописанием.
Форма организации: учебный курс – факультатив по разделу «Орфография»; учебная
лаборатория;
2.Мой друг – иностранный язык
Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке для обучающихся,
испытывающих трудности в его изучении; развитие понимания важности владения иностранным
языком в современном мире, углубление интереса к его изучению.
Форма организации: учебный курс – факультатив, клуб любителей иностранного языка.
Содержание занятий ВУД формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, объединения,
студии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и
т.д.
При разработке модели организации внеурочной деятельности в ОУ учитываются
традиции и опыт школы в организации внеклассной и внеурочной работы, в реализации
программ дополнительного образования детей. В целях организации внеурочной деятельности
ОУ может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
Для реализации модели педагогами используются следующие виды внеурочной
деятельности:
игровая деятельность;
15
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
План ВУД реализуется педагогами ОУ (учителями начальных классов, классными
руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами- организаторами,
педагогом-библиотекарем, педагогом-психологом). Для реализации Плана организации ВУД
используются учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, помещения для занятий в
студиях и кружках, актовый зал, спортивные залы, многофункциональная спортивная площадка.
Внеурочная деятельность в ОУ реализуется за счет регулярных (проводимых на постоянной
основе и включенных в расписание) и нерегулярных (не регламентирующихся расписанием)
занятий.
Регулярные занятия по внеурочной деятельности в ОУ ведутся в рамках курсов ВУД и
организуются в соответствии с 7 направлениями развития личности. Нерегулярные занятия
внеурочной деятельностью не регламентируются единым расписанием внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования, могут проводиться в соответствии с планом
жизнедеятельности класса, планом воспитательной ОУ . Нерегулярные занятия внеурочной
деятельностью носят характер:
добровольного посещения обучающимися мероприятий в соответствии с планом
жизнедеятельности класса;
добровольного посещения обучающимися мероприятий в соответствии со своими интересами.
Таким образом, трудоемкость реализации плана внеурочной деятельности в ОУ за 4 года
обучения в начальной школе составляет до 1350.
В первые три дня учебного года для учащихся и их родителей (законных представителей)
традиционно проводится «Ярмарка увлечений», которая позволяет учащимся определиться с
выбором индивидуальной образовательной траектории в условиях внеурочной деятельности.
Родители обучающихся 1-4 классов (законные представители) в первую неделю сентября
знакомятся с планом внеурочной деятельности классного коллектива через родительские
собрания. Классные руководители, другие педагоги обязаны помочь обучающимся осуществить
выбор. В дальнейшем в соответствии со своим выбором обучающиеся занимаются по
16
программам течение всего учебного года.
Годовой план внеурочной деятельности
№
п\п
Направления/название кружков и Количество часов в год
секций
Количеств
о часов за
4 года
1А,1Б,1В 2А,2Б,2В
3А,3Б,3В
4А,4Б,4В
1-4 кл.
1.
«Разговоры о важном»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
«Движение есть жизнь!»
3
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Проектно-исследовательская
деятельность
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
«История родного края»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Коммуникативная деятельность
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
«Становлюсь грамотным
читателем: читаю, думаю,
понимаю»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
1.Рукотворный мир
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
3.Школьный театр «Сатаней»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
4.ДООП «Танцуем вместе»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
5. В мире музыкальных звуков
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Информационная культура
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
1. Мои помощники – словари
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
2.Моя информационная культура 33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Я – путешественник (Путешествуем 33 часа
по России, миру)
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
3.
4.
5.
6.
7.
17
Интеллектуальные марафоны
8.
«Учение с увлечением!»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
1.«Легко ли писать без ошибок?»
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
2. «Мой друг – иностранный язык» 33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Итого:
272
272
272
1080
264
Недельный план внеурочной деятельности
№
п\п
Направления/название кружков и Количество часов в год
секций
Количеств
о часов в
неделю
1А,1Б,1В 2А,2Б,2В
3А,3Б,3В
4А,4Б,4В
1-4 кл.
1.
«Разговоры о важном»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
«Движение есть жизнь!»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
Проектно-исследовательская
деятельность
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
«История родного края»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
Коммуникативная деятельность
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
«Становлюсь грамотным
читателем: читаю, думаю,
понимаю»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
1.Рукотворный мир
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
2.Школьный театр «Сатаней»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
3.ДООП «Танцуем вместе»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
4. В мире музыкальных звуков
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
5.ДООП «Занимательный русский
чзык»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
Информационная культура
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
1. Мои помощники – словари
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
3.
4.
5.
6.
18
2.Моя информационная культура 1час
7.
8.
19
1час
1 час
1 час
4 часа
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
Я – путешественник (Путешествуем 1час
по России, миру)
1час
1 час
1 час
4 часа
«Учение с увлечением!»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
1.«Легко ли писать без ошибок?»
1час
1час
1 час
1 час
4 часа
2. «Мой друг – иностранный язык» 1час
1час
1 час
1 час
4 часа
Итого:
8 часов
8 часов
8 часов
24 часа
Интеллектуальные марафоны
8 часов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО независимо от формы получения
начального общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные
требования к образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система оценки) является частью системы
оценки и управления качеством образования
в ОУ и служит основой при разработке соответствующего локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению
преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются: ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО и обеспечение
эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности
в ОУ являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их
промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга
образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и
федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности ОУ как основа аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования
ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ФОП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценки;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
20
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся;
итоговую аттестацию.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки ОУ реализует системно-деятельностный, уровневый и
комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в
оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а
также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и
критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит важнейшей основой для
организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию
оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счёт фиксации
различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней
выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать
типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает
достаточным
для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся
и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях
и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством
образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских)
и творческих работ;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную
оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений
и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых)
технологий.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является
21
получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее
влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с
обучающимся с учетом его индивидуально-психологических особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы результатов:
основы российской гражданской идентичности, ценностные установки
и социально значимые качества личности;
готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию
и обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может осуществлять
только оценку следующих качеств:
наличие и характеристика мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с
заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых результатов
освоения ФОП НОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных
предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
познавательных универсальных учебных действий;
коммуникативных универсальных учебных действий;
регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и
оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умения
работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающихся следующих
умений:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
22
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению
или знакомых по опыту, делать выводы.
Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование у обучающихся
следующих умений:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у обучающихся следующих умений:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и
оценку у обучающихся таких групп умений,
23
как общение и совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у обучающихся следующих умений:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у обучающихся следующих умений:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предполагает
формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению
учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и
самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои
учебные действия для преодоления ошибок).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки
по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем
учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять
учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий.
24
Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического совета
образовательной организации. Инструментарий для оценка сформированности универсальных учебных
действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке
функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей,
включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО
в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том
числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется педагогическим работником в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов
их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию
(при необходимости - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки
готовности к обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает
как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом
оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности,
готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к
изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в освоении
программы учебного предмета.
25
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей
и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся
существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых
зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы,
практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка,
рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематических планируемых
результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная
со второго класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается
из результатов накопленной оценки
и итоговой работы по предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с
учётом формируемых метапредметных действий.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому
объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи. Выделяются следующие уровни предметных результатов:
Уровень
Отметка в баллах
Содержание оценки
Высокий
«5» (отлично)
Обучающийся решает нетиповую, не изучавшуюся в
классе задачу, для решения которой потребовались
либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания,
либо новые, самостоятельно усвоенные умения и
действия, требуемые на следующем уровне
образования. Ученик способен создавать ранее
неизвестную никому информацию
26
Повышенный
«4» (хорошо)
Обучающийся способен самостоятельно воспроизводить
и преобразовывать усвоенную информацию для
обсуждения известных объектов и применять ее в
разнообразных нетиповых ситуациях. Самостоятельное
решение обучающимся нестандартной задачи, для чего
потребовалось действие в новой непривычной ситуации,
использование новых, усваиваемых в данный момент
знаний (в т.ч. выходящих за рамки опорной системы
знаний по учебному
предмету)
Базовый
«3» (удовлетворительно)
Освоение учебных действий с опорной системой знаний
в рамках диапазона (круга) выделенных задач,
воспроизведение, копирование усвоенных
ранее знаний
Низкий
«2» (неудовлетворительно)
Обучающимся не освоено 50% планируемых
результатов, имеются значительные пробелы в знаниях,
дальнейшее обучение затруднено
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания,
так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Для оценки предметных планируемых результатов освоения ООП НОО используются оценочные
материалы, разработанные учителями начальных классов ОУ и включенные в Приложение к ООП НОО.
Структура оценочных материалов включает в себя:
КЭС - контролируемые элементы содержания образования;
Порядок оценивания работы;
Оценочный материал по вариантам. КЭС для оценочных материалов по русскому языку, литературному
чтению, иностранному языку, математике и окружающему миру - это универсальные кодификаторы для
проведения процедур оценки качества образования, размещенные на сайте ФГБНУ «ФИПИ» https://fipi.ru
К оценке сформированности предметных результатов применяется в ходе различных оценочных процедур,
регламентированных школьным локальным актом - «Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в сроки в соответствии с
тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля с
учетом требований ФГОС НОО, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием
образовательной программы, используемых образовательных технологий.
27
Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без
фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе.
Во 2-4 классах текущий контроль успеваемости проводится по 5-балльной оценочной шкале: «5» (отлично),
«4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно), «1» - отсутствие работы.
По учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы
религиозных культур и светской этики»), включенному в обязательную часть учебного плана начального
общего образования, текущий контроль успеваемости проводится на безотметочной основе с
использованием дихотомической оценочной шкалы «зачёт - не зачёт» в качестве оценки степени
достижения планируемых результатов ООП соответствующего уровня общего образования за учебный
период (год).
Контроль освоения обучающимися курсов внеурочной деятельности осуществляется с использованием
дихотомической шкалы «освоил - не освоил»
Обязательными составляющими системы оценки сформированности предметных результатов являются
материалы текущей (тематической, рубежной), промежуточной аттестаций и итогового оценивания. При
этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых
обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного
предмета.
Решение о достижении или недостижении планируемых предметных результатов освоения ООП НОО
принимается учителем-предметником на основании результатов выполнения заданий базового уровня.
Критерием освоения учебного материала считается выполнение не менее 50% заданий базового уровня
или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки. Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД. Используемая в ОУ система оценки
ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию
своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
В учебном процессе обеспечивается комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО.
Оценка предметных результатов проводится с помощью следующего инструментария: диагностических,
проверочных работ, направленных на определение уровня освоения темы учащимися; рубежных, итоговых
работ.
В учебном процессе обеспечивается комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО,
позволяющий вести оценку не только предметных, но и метапредметных результатов (инструментарий
мониторинга - комплексные работы).
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения
основной образовательной программы начального общего образования используются разнообразные
28
методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания
(тесты) и иное).
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы
Другие формы и методы учета достижений
и методы контроля
текущая
промежуточная
урочная
внеурочная
(тематическая)
аттестация
деятельность
деятельность
рубежная
(за год)
(за четверть)
- устный опрос
- стандартизированные
- анализ динамики
- участие в
- письменная
письменные
текущей
выставках,
самостоятельная
контрольные работы
успеваемости
конкурсах,
работа
- испытания (тесты)
- самоанализ и
соревнованиях
- диктанты
- словарные и
самооценка
- активность в
- контрольное
математические
- наблюдения
проектах и
списывание
диктанты
программах
- тестовые задания
- контроль техники
внеурочной
- графическая работа
чтения
деятельности
- изложение
- творческий отчет
- сочинение
-сообщение
- портфолио
- проекты
- анализ психолого-педагогических
- творческая работа
исследований
Формы представления результатов:
статистические отчёты из электронного журнала;
29
инструментарий мониторинга и аналитические материалы (информация об элементах и уровнях
проверяемого знания - знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению
пробелов в обученности по предметам;
портфолио, проекты;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных
интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД;
карты мониторинга уровня сформированности метапредметных результатов освоения ООП НОО по
классам, аналитические справки учителей по итогам комплексных работ, портфолио обучающегося,
итоговая таблица с персонифицированными данными по результатам освоения обучающимися ООП НОО.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими
детьми.
Виды и формы контрольно-оценочных действий, учащихся и педагогов, условия и границы применения
системы оценки
№ п/п Вид контрольно
оценочной
деятельности
Время
проведения
1
Начало
сентября
Входной контроль
(стартовая работа)
Содержание
Определяет актуальный уровень
знаний, необходимый для
продолжения обучения, а также
намечает «зону ближайшего
развития» и предметных знаний,
организует
Формы и виды оценки,
условия, границы
применения
Фиксируется учителем в
рабочем дневнике.
Результаты работы не
влияют на дальнейшую
итоговую оценку
коррекционную работу в зоне
актуальных знаний
2
Диагностическая
работа, тестовая
диагностическая
работа
Проводится на Направлена на проверку
входе и
пооперационного состава
выходе темы
действия, которым необходимо
овладеть учащимся в рамках
изучения темы
3
Проверочная
Проводит с я
30
Проверяется уровень освоения
Результаты фиксируются
отдельно по каждой
отдельной операции и не
влияют на дальнейшую
итоговую оценку
(контрольная) работа после изучения учащимися предметных культурных Все задания обязательны
темы, в конце способов/средств действия.
для выполнения. Учитель
четверти
Представляет собой задания разного оценивает все задания по
уровня
пятибалльной шкале и
(рубежный
диагностирует уровень
контроль)
сложности
овладения способами
учебного действия
31
4 Итоговая работа Конец
апрелямай
Включает основные темы учебного года.
Задания рассчитаны на проверку не только
предметных, но
Оценивание
пятибалльное.
метапредметных результатов.
Задания разного уровня сложности и
5 Предъявление/ Май
Каждый учащийся в конце года
Философия этой
формы
демонстрация
демонстрирует результаты своей
оценки - в
смещении
достижений
ученика за
учебной и внеучебной
акцента с того, что
год
деятельности (проекты,
учащийся не знает
и не
портфолио)
умеет, к тому, что
он знает
и умеет по данной
теме и
данному предмету;
перенос
педагогического
ударения с оценки
на
самооценку
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний
учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель
организует коррекционно-дифференцированную работу по теме «Повторение».
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время
его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и
характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.
Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в мониторинговых картах класса.
По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности:
32
аудированием, говорением, чтением, письмом.
Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в полугодие во всех классах
начальной школы.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной
оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления)
результатов обучения за год.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов
проверочных работ по предмету.
Все виды тестовых работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к
максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Процентное соотношение при определении уровня достижения предметных результатов
образования (тестовый контроль, стандартизированные контрольные работы):
высокий уровень - 95-100%;
повышенный уровень- 75-94 %;
базовый уровень - 50-74 %;
недостаточный уровень - менее 50 %.
В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе
анализа учебных достижений учащихся.
Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании
промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы
по предмету.
Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания,
направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть
учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения
следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения
программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой
определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые
формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после
изучения наиболее значительных тем программы.
Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в сроки в
соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, учебного
курса, учебного модуля с учетом требований ФГОС НОО, индивидуальных особенностей
обучающихся класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных
технологий.
33
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного года. Включает все основные темы
учебного периода.
Итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования. Оценка динамики учебных достижений обучающихся
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального
общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания
отдельных учебных предметов учитывается готовность к решению учебно-практических и учебнопознавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе,
человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и
практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об
основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая оценка освоения ООП НОО проводится самой школой. Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения
образования.
В итоговой оценке выделяются две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных
образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения
ООП НОО;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных
формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для
получения общего образования следующего уровня.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным
предметам и оценок за выполнение, как минимум, четырёх итоговых работ (по русскому языку,
математике, окружающему миру и комплексной работы на межпредметной основе).
Итоговая оценка освоения ООП НОО направлена на оценку достижения обучающимися
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы
начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся
для получения основного общего образования. К результатам индивидуальных достижений
обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной
программы начального общего образования, относятся ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и
др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности
обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых
результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
34
Результаты предметных работ оцениваются по 5-балльной шкале, результаты итоговой
комплексной работы на основе текста распределяются по уровням и не переводятся в 5-балльную
оценочную шкалу:
недостаточный уровень - правильно выполнено менее 30% заданий комплексной работы;
достаточный уровень - правильно выполнено 30% заданий комплексной работы;
низкий уровень - правильно выполнено от 30 до 50% заданий комплексной работы;
базовый уровень - правильно выполнено 50-70 % заданий комплексной работы;
повышенный уровень - правильно выполнено 70-85% заданий комплексной работы;
высокий уровень - правильно выполнено более 85% заданий комплексной работы.
В том случае, если обучающийся не выполнил итоговую работу (получил отметку
«2» (неудовлетворительно) или выполнил менее 30% заданий комплексной работы на основе
текста, учителем, после проведения поэлементного анализа результатов работы, проводится
индивидуальная работа по устранению учебных дефицитов в тех заданиях, в которых
обучающийся допустил ошибки или к выполнению которых он не приступал. После проведения
индивидуальной корректирующей работы обучающийся может вновь выполнить итоговую работу
повторно в срок не позднее 1 недели после объявления результатов предшествовавших работ.
Если обучающийся не смог присутствовать на итоговой работе, срок выполнения им пропущенных
работ согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося, и он может
выполнить работы в срок до окончания текущего учебного года.
Результаты промежуточной аттестации и итоговых работ выпускников 4 классов оформляются
учителем в информационной индивидуальной карте результатов итоговой оценки освоения ООП
НОО, которая дополняется краткой характеристикой достижений и положительных качеств
обучающегося.
Информационная карта включает в себя следующие разделы (приложение к ООП НОО):
Информацию обо всех учебных предметах учебного плана начального общего образования,
изучавшихся обучающимся с 1 по 4 класс.
Информацию о результатах итоговой оценки освоения обучающимся ООП НОО:
Характеристику достижений
завершается выводами.
и
положительных
качеств
обучающегося.
Характеристика
Выпускник овладел на базовом уровне опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на уровне основного общего образования
Такой вывод делается,
если
в
материалах
накопительной
системы оценки
зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной
программы как минимум с оценкой «удовлетворительно», результаты выполнения итоговых
работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня,
35
итоговая комплексная работа выполнена на достаточном или базовом уровне.
Выпускник овладел на повышенном уровне опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на уровне основного общего образования
Такой вывод делается,
если
в
материалах
накопительной
зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным
системы оценки
разделам учебной программы, причём выставлены оценки «хорошо» или «отлично», а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 75
% заданий базового уровня, итоговая комплексная работа выполнена на повышенном уровне.
Выпускник овладел на высоком уровне опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на уровне основного общего образования
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём
выставлены оценки «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о
правильном выполнении не менее 95 % заданий базового уровня, итоговая комплексная работа
выполнена на высоком уровне.
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для
продолжения образования на следующем уровне общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50%
заданий базового уровня, итоговая комплексная работа выполнена на недостаточном уровне.
Решение педагогического совета ОО о допуске обучающегося к обучению на следующем уровне
образования.
Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются для принятия решения
педагогическим советом ОУ о допуске обучающихся 4-х классов к получению образования на
уровне основного общего образования.
По итогам сообщения заместителя директора по учебной работе о результатах освоения
обучающимися 4-х классов ООП НОО, педагогический совет ОУ может принять следующие
решения:
Освоил (а) ООП НОО, допущен (а) к обучению на уровне основного общего образования (ООО).
Основания: положительные результаты промежуточной аттестации по всем учебным предметам
(курсам), входящим в учебный план начального общего образования (не ниже отметки «3»
(удовлетворительно) и итоговых работ по русскому языку, математике и окружающему миру (не
ниже отметки «3» (удовлетворительно), комплексной работы на основе текста (правильно
выполнено не менее 30% заданий комплексной работы).
Не освоил (а) ООП НОО, оставлен (а) на повторное обучение.
36
Основания: обучающиеся в ОО, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования. Условие: письменное согласие родителей (законных
представителей).
Не освоил (а) ООП НОО, переведён (а) на обучение по адаптированной образовательной
программе.
Основания: обучающиеся в ОО, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования. Условие: письменное согласие родителей (законных
представителей), заключение ПМПК.
Не освоил (а) ООП НОО, переведён (а) на обучение по индивидуальному учебному плану.
Основания: обучающиеся в ОО, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования.
Условие: письменное согласие родителей (законных представителей), заключение ПМПК.
Согласно ч.5 ст.66 ФЗ-273, «Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы
начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего
образования».
Таким образом, обучение по ООП ООО обучающихся, не освоивших ООП НОО, не допускается.
Оценка эффективности образовательной деятельности
Формами оценки эффективности деятельности образовательной организации на уровне
начального общего образования могут являться следующие процедуры независимой оценки
качества начального общего образования:
Международные сравнительные исследования
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - сопоставительное исследование качества и
тенденций в математическом и естественнонаучном образовании. В рамках исследования
оценивается общеобразовательная подготовка обучающихся 4 классов по математике и
естественнонаучным предметам. Проводится 1 раз в 4 года.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - сопоставительное исследование
читательской грамотности. Проводится среди выпускников 4-х классов 1 раз в 5 лет.
Инструментарий и процедуры оценки качества начального общего образования в соответствии с
ФГОС (математика, русский язык, окружающий мир, комплексные работы)
Институт стратегических исследований в области образования РАО (ИСИО РАО)
Всероссийские проверочные работы (математика, русский
Национальное исследование качества образования (НИКО)
язык,
окружающий
мир).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Сайт ФИС ОКО https://lkfisoko.obrnadzor.gov.ru/
37