Рабочая программа по учебному предмету «Родной (балкарский) язык» 5-9_1

Приложение 7 к ООП ООО (3.0)
Принято на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 31.08.2024г.
Согласовано с Советом родителей,
протокол №1 от 28.08.2024г.
Утверждено приказом директора № 54-3-ОД от
31.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (балкарский)»
для обучающихся 5-9 классов

с.п. Урвань – 2024г.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (балкарский)
язык».
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (балкарский) язык»
(предметная

область

«Родной

язык

и

родная

литература») (далее

соответственно – программа по родному (балкарскому) языку, родной
(балкарский)

язык,

балкарский

язык)

разработана

для

обучающихся,

владеющих родным (балкарским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (балкарскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(балкарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(балкарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (балкарскому) языку разработана с цельюоказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету.
Программа по родному (балкарскому) языку обеспечивает возможность
применения средств, релевантных для методической системы развивающего
обучения: диктанты, лингвистические задачи, лингвистический эксперимент,
метод

языкового

анализа,

развивающая

графическая

наглядность,

развивающие лингвистические игры, развивающие методы и приемы
обучения, сочинения и изложения, упражнения на конструирование и
переконструирование

языкового

материала,

проектная

Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает

деятельность.

дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также создание условий
для эффективного развития разных по уровню подготовки обучающихся.
Особое место в программе по родному (балкарскому) языку занимают
межпредметные

связи

и

организационные

формы

использования

аутентичного материала в процессе изучения тех или иных явлений, что
предполагает использование следующих видов межпредметного материала:
1) понятийно-терминологического, учитывающего общее содержание
учебных предметов;
2) коммуникативно-речевого,

проявляющегося

в

общности

правописных навыков и речевых умений;
3) учебно-дидактического,

нацеленного

на

использование

неконтекстного и контекстного материала других наук на уроках родного
(балкарского) языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих изучаемые
языковые или речевые явления.
26.1.1. В содержании программы по родному (балкарскому) языку
выделяются следующие содержательные линии: первая содержательная линия
представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное
формирование навыков речевого общения («Речь и речевое общение»,
«Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»),
вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство
языка и особенности функционирования языковых единиц («Общие сведения
о

языке»,

«Фонетика

и

орфоэпия»,

«Графика»,

«Морфемика

и

словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология»,
«Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»).
В

учебном

процессе

указанные

содержательные

линии

неразрывно

взаимосвязаны и интегрированы.
При изучении каждого раздела обучающиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками,
но

и

совершенствуют

виды

речевой

деятельности,

развивают

коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке
как национально-культурном феномене.

Изучение родного (балкарского) языка направлено на достижение
следующих целей:
воспитание

гражданственности

и

патриотизма,

сознательного

отношения к родному (балкарскому) языку как основному средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования,

о

стилистических

ресурсах

и

основных

нормах

балкарского литературного языка;
обучение владению родным (балкарским) языком во всех видах речевой
деятельности в различных сферах и ситуациях общения;
привлечение обучающихся к изучению наследия карачаево-балкарской
культуры, вербализованной в национальной языковой картине мира.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(балкарского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе –
68 часов (2 часа в неделю).
Содержание обучения в 5 классе.
Общие сведения о языке.
Язык как средство общения. Родной язык – основа существования
народа.
Язык и речь. Устная и письменная речь.
Общие понятия о балкарском литературном языке.
Синтаксис. Пунктуация.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение,
текст.
Словосочетание

его

признаки.

Главное

и

зависимое слово

в

словосочетании. Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический
анализ словосочетания.
Предложение, его признаки. Простое предложение. Виды простых
предложений

по

цели

высказывания

и

эмоциональной

повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

окраске:

Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Грамматическая

основа

предложения.

Распространѐнные,

нераспространѐнные предложения. Второстепенные члены предложения:
определение, дополнение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Синтаксический
разбор простого предложения.
Сложное предложение.
Текст. План текста (простой, сложный, тезисный). Связь между частями
текста. Типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Предложения с прямой речью. Диалог и монолог.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.
Звуки речи. Гласные звуки, их сильные и слабые позиции. Согласные
звуки. Звонкие и глухие согласные. Сильные и слабые позиции согласных
звуков. Сингармонизм. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова.
Графика – раздел науки о языке. Соотношение звука и буквы. Звуковые
значения букв е, ѐ, ю, я, у, ж. Употребление букв ъ, ь. Алфавит балкарского
литературного языка.
Орфография, основные

принципы.

Орфографические

словари.

Правописание безударных гласных в корне слова.
Лексикология. Фразеология.
Лексическое богатство балкарского языка. Слово, его лексическое и
грамматическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное

значения

слова.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Общеупотребительные слова и слова ограниченного использования. Исконно
балкарские и заимствованные слова. Диалектизмы. Профессионализмы.
Жаргонизмы. Архаизмы, историзмы и неологизмы.
Фразеологизмы, лексический разбор слова.
Словари балкарского языка: толковый словарь, словари синонимов,
антонимов, фразеологизмов.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Словообразование и словоизменение. Корень слова и аффиксы.

Однокоренные

слова.

Словообразование.

Способы

словообразования

существительных, прилагательных и глаголов. Словообразовательные и
словоизменительные аффиксы. Словообразовательный анализ слова.
Правописание гласных в корне и аффиксе. Правописание согласных в
корне и аффиксе. Морфемный и словообразовательный анализы слов.
Содержание обучения в 6 классе.
Морфология.
Общая систематика частей речи. Знаменательные и служебные части
речи. Лексические и общие грамматические значения частей речи.
Имя

существительное.

морфологические

признаки

Общее
и

грамматическое

синтаксические

функции

значение,
имени

существительного. Образование имен существительных. Правописание
словообразовательных аффиксов имени существительного. Образование
сложных имен существительных и их правописание. Категория числа имени
существительного. Притяжательные имена существительные. Склонение
имен существительных. Падежные аффиксы непритяжательных имѐн
существительных. Основной падеж. Нулевая падежная форма. Родительный и
винительный

падежи.

существительных

в

Правописание

формах

родительного

непритяжательных
и

винительного

имѐн
падежей.

Правописание непритяжательных имѐн существительных в форме дательного
падежа. Местный и исходный падежи имени существительного. Особенности
склонения притяжательных имен существительных и их правописание.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя

прилагательное.

морфологические

признаки

прилагательного.

Образование

Общее
и

грамматическое

синтаксические

имен

функции

прилагательных.

значение,
имени

Сравнительная,

превосходная, уменьшительная степени имен прилагательных. Качественные
и относительные прилагательные. Правописание имен прилагательных.
Функционирование имѐн прилагательных в предложении. Морфологический
разбор имени прилагательного.
Имя

числительное.

Лексико-грамматическое

значение

имени

числительного. Общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции количественных, порядковых числительных.
Простые,

сложные,

составные

имена

числительные.

Образование

числительных. Количественные числительные. Порядковые числительные.
Разделительные числительные. Собирательные числительные. Правописание
имен числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Наречие. Лексико-грамматическое значение наречия. Словообразование
наречий. Правописание сложных наречий. Классификация наречий по
значению. Разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени,
сравнения,

места,

времени,

цели).

Степени

сравнения

наречий.

Синтаксическая роль наречий в предложении. Морфологический разбор
наречия.
Местоимение.
значение,

Понятие

морфологические

местоимения.

Склонение

о

местоимении.

признаки
местоимений

и

Общее

грамматическое

синтаксические

по

падежам.

функции

Образование

местоимений. Функционально-семантическая классификация местоимений.
Личные

местоимения.

Лично-возвратные

местоимения.

Указательные

местоимения. Вопросительные местоимения. Определительные местоимения.
Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Правописание
местоимений. Морфологический анализ местоимений.
Содержание обучения в 7 классе.
Морфология. Орфография.
Глагол как часть речи. Его значение, морфологические и синтаксические
функции.

Словообразование

глагола.

Вспомогательные

глаголы.

Фразеологизмы и сложные глаголы. Личные формы глагола.
Спряжение глагола. Репрезентация лица в глаголе. Категория числа
глагола. Правописание глагольных сказуемых. Отрицательная форма глагола.
Аспект

возможности

или

невозможности

глагола.

Правописание

аспектуальных форм глагола. Вопросительная форма глагола.
Категория залога глагола. Основной залог. Взаимно-совместный залог.
Возвратный залог. Страдательный залог. Понудительный залог. Правописание

залоговых форм глагола. Переходные и непереходные глаголы.
Категория

наклонения

глагола.

Изъявительное

наклонение.

Повелительное наклонение. Условное наклонение. Желательное наклонение.
Категория времени глагола. Настоящее время. Прошедшее время и его
разновидности. Будущее время. Правописание временных форм глагола.
Морфологический разбор глагола.
Неличные формы глагола. Инфинитив.
Причастие его

функции, временные формы

и

правописание.

Причастный оборот. Морфологический разбор причастия.
Деепричастие, его значение и основные формы, правописание.
Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.
Имя действия, его особенности.
Послелоги

и

послеложные

имена.

Послелоги

и

их

лексико-

грамматические характеристики. Соотношение послелогов и падежных форм.
Послелоги в системе словообразования. Морфологический разбор послелогов
и послеложных слов.
Союзы. Союзы и их классификация. Сочинительные и подчинительные
союзы. Правописание союзов. Морфологический разбор союзов.
Частицы. Частицы, их значение и систематика (указательные,
усилительные,

утвердительные,

отрицательные,

вопросительные,

определительные частицы). Правописание частиц. Морфологический разбор
частиц.
Междометия. Первичные и производные междометия. Значения,
классификация и функциональные особенности междометий. Междометия,
выражающие упрек, призыв, испуг, восхищение, пренебрежение, сожаление,
клятву. Морфологический анализ междометий.
Модальные слова. Значения, классификация и функциональные
особенности модальных слов. Морфологический разбор модальных слов.
Содержание обучения в 8 классе.
Общие сведения о языке.
Балкарский язык. Значение его сохранения и развития в жизни народа.

Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Интерпретация словосочетания. Типы связи слов в
словосочетании:
глагольные

согласование,

словосочетания.

управление,

примыкание.

Структурные

и

Именные

семантические

и

типы

словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Основные характеристики простого предложения. Типы
простых предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
и сказуемое, их структурные типы (простые, сложные и развернутые).
Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Дополнение и его разновидности
(прямое и косвенное дополнение, простые, составные и развернутые
дополнения). Определение и его разновидности (простые, составные и
развернутые определения, приложение как особый вид определения).
Простые, составные и развернутые обстоятельства. Семантические типы
обстоятельств: места и времени, обстоятельства образа действия, цели,
причины. Синтаксический разбор двусоставных предложений.
Односоставные

предложения.

Определенно-личные

предложения.

Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения.
Косвенно-субъектные предложения. Безличные предложения. Номинативные
предложения. Синтаксический разбор односоставных предложений.
Неполные предложения. Контекстуальные неполные предложения.
Ситуативные

неполные

предложения.

Эллиптические

предложения.

Синтаксический разбор неполных предложений.
Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Вводные
слова и предложения, обращения и междометия. Обособленные члены
предложения

(дополнения,

нераспространенное

и

определения,

обстоятельства).

распространенное.

Обращение

Синтаксический

разбор

осложненного предложения.
Предложения с прямой и косвенной речью. Основные схемы

предложений с прямой речью. Знаки препинания в таких конструкциях.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками
препинания.
Содержание обучения в 9 классе.
Синтаксис.
Сложное

предложение.

(бессоюзные

и

союзные

Классификация

сложных

предложения,

предложений

сложносочиненные

и

сложноподчиненные предложения). Средства связи компонентов сложного
предложения.
Сложносочиненные

предложения

и

их

разновидности

(сложносочиненные

предложения

с

соединительными

союзами,

сложносочиненные

предложения

с

разделительными

союзами,

сложносочиненные предложения с противительными союзами). Смысловые
отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между
частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части
сложноподчиненного
сложноподчиненных

предложения.

Средства

предложений.

связи

Систематика

компонентов

сложноподчиненных

предложений по видам придаточных предложений. Сложноподчиненные
конструкции

с

подлежащными,

обстоятельственными

сказуемостными,

придаточными

дополнительными,

предложениями.

Типы

обстоятельственных придаточных предложений: придаточное предложение
времени, придаточное предложение места, придаточное предложение образа
действия,

придаточное

предложение

меры

и

степени,

придаточное

предложение цели, придаточное предложение причины, придаточное
предложение

условия,

сопоставительное

придаточное

предложение.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки
препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксический разбор
сложных предложений.
26.2. Планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку на уровне основного общего образования.

26.2.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражѐнными в литературных произведениях, написанных на родном
(балкарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (балкарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней, волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (балкарского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (балкарского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов
России, ценностное отношение к родному (балкарского) языку, к достижениям
своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков,
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил
безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (балкарском) языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

с

литературными

произведениями,

поднимающими

экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,

готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической

направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация

в деятельности на современную систему научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своѐ развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои

действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
26.2.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
26.2.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев.
26.2.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать
реальным

и

вопросы,

желательным

фиксирующие

состоянием

несоответствие

ситуации,

и

между

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой,
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
26.2.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных

критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
26.2.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (балкарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и

смягчать

конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно

выбирать формат выступления с учѐтом цели

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
26.2.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в различных

подходах

к принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных

возможностей,

аргументировать

предлагаемые

варианты

решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
26.2.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту и корректировать
собственную речь с учѐтом целей и условий общения, оценивать соответствие
результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
26.2.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по

своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчѐта перед группой.
26.2.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
владеть основными правилами правописания, понятиями синтаксиса и
пунктуации;
сравнивать предложение и словосочетание, описывать их сходство,
различие, различать, сравнивать повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения, нераспространенные и распространенные
предложения;
находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания
при однородных членах;
находить в тексте простое предложение, проводить синтаксический
разбор простого предложения;
определять сложные предложения, предложения с прямой речью;
ориентироваться в структуре текста, делить текст на смысловые части,
передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного),
делить текст на абзацы, устанавливать связи между частями текста, находить
ключевые слова, определять виды связи предложений в тексте;
различать типы текстов (повествование, описание, рассуждение),
передавать содержание повествовательного текста по составленному плану;
создавать тексты с учетом требований к построению связного текста,
писать изложение, редактировать текст, строить учебные монологи и диалоги;
владеть

основными

понятиями

фонетики,

понимать

смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные, их
сильные и слабые позиции, учитывать закон сингармонизма, проводить

фонетический анализ слова;
соблюдать правописание разделительных ъ и ь;
переносить слова по правилам;
писать безударные гласные в корне слова;
соблюдать нормы орфоэпии балкарского языка;
овладевать основными понятиями лексикологии, понимать различие
лексического и грамматического значений слова;
различать и употреблять в речи однозначные и многозначные слова,
слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы,
исконно

балкарские

и

заимствованные

слова,

профессионализмы,

диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие и новые слова;
выявлять особенности произношения слов, заимствованных из русского
языка;
находить в тексте фразеологические обороты, отличать фразеологизмы
от пословиц и поговорок, работать с фразеологическим словарем;
понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в
процессах формообразования и словообразования, распознавать морфемы
(корень, основу слова, префикс, суффикс и окончание слова);
образовывать разные слова от одного корня при помощи аффиксов,
распознавать

однокоренные

слова,

различать

словообразующие

и

формообразующие морфемы, выполнять морфемный разбор слова;
различать изученные способы словообразования существительных,
прилагательных и глаголов, проводить словообразовательный анализ слова.
26.2.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
участвовать в беседах, дискуссиях на различные темы;
подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;
воспринимать на слух и понимать основное содержание аудио- и
видеотекстов;
корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и
выразительности письменной речи;

писать тексты с использованием картин или любого другого
произведения искусства;
различать знаменательные и служебные части речи, лексические и
общие грамматические значения частей речи;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в
речи;
характеризовать

образование

имен

существительных,

объяснять

правописание словообразовательных аффиксов имени существительного,
образовывать сложные имена существительные и правильно писать их;
определять категорию числа имени существительного;
выявлять категорию падежа и принадлежности (притяжательности) в
именах существительных;
склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
выделять падежные аффиксы непритяжательных имѐн
существительных, определять основной падеж и нулевую падежную форму,
родительный и винительный падежи;
писать

непритяжательные

родительного

и

имена

винительного

существительные

падежей,

в

непритяжательные

формах
имена

существительные в форме дательного падежа, различать местный и исходный
падежи имени существительного;
объяснять

особенности

склонения

притяжательных

имен

существительных и их правописание;
проводить

морфологический

разбор

имени

существительного;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его образование
и роль в речи;
образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень
имен прилагательных;
различать качественные и относительные прилагательные;
правильно писать имена прилагательные;

объяснять функционирование имен прилагательных в предложении;
проводить морфологический разбор имени прилагательного;
определять лексико-грамматическое значение имени числительного;
распознавать разряды числительных (количественные, порядковые,
собирательные, приблизительные, разделительные);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
распознавать простые, сложные, составные имена числительные;
образовывать имена числительные различных разрядов;
объяснять

правописание

имен

числительных;

проводить

морфологический разбор имени числительного;
определять лексико-грамматическое значение наречия, указывать
способы образования наречий;
распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры
и степени, сравнения, места, времени, цели);
выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
объяснять правописание сложных наречий;
проводить морфологический разбор наречия;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции местоимения;
склонять местоимения по падежам;
образовывать местоимения;
распознавать
вопросительные,

личные,
неопределенные,

лично-возвратные,
определительные

указательные,
и

отрицательные

местоимения;
объяснять правописание местоимений;
проводить морфологический анализ местоимений;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы балкарского литературного языка.
26.2.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
давать развернутые ответы на устные и письменные вопросы;
характеризовать глагол как часть речи, объяснять словообразование
глагола;
распознавать спрягаемые личные формы глагола в изъявительном,
повелительном, условном и желательном наклонении;
определять общее значение, употребление в речи изъявительного,
повелительного, условного и желательного наклонений глагола;
образовывать временные формы глагола;
различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего и будущего
времени в положительном и отрицательном аспектах;
образовывать вопросительную форму глагола;
определять залоговые формы глагола (основной, возвратный, взаимносовместный, понудительный, страдательный залоги);
различать переходные и непереходные глаголы;
определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;
определять неспрягаемые (неличные) формы глагола (инфинитив, имя
действия, причастие, деепричастие);
объяснять правописание временных форм глагола;
проводить морфологический разбор глагола;
различать послелоги и послеложные слова;
употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
проводить морфологический разбор послелогов и послеложных слов;
распознавать союзы, классифицировать союзы (сочинительные и
подчинительные),

объяснять

правописание

союзов,

проводить

морфологический разбор союзов;
определять частицы, их значение и систематику (указательные,
усилительные,

утвердительные,

отрицательные,

вопросительные,

определительные частицы), объяснять правописание частиц, проводить
морфологический разбор частиц;
различать первичные

и

производные

междометия, объяснять

функциональные

особенности

междометий,

различать

междометия,

выражающие упрек, призыв, испуг, восхищение, пренебрежение, сожаление,
клятву, проводить морфологический анализ междометий;
определять модальные слова. значения, объяснять функциональные
особенности модальных слов, проводить морфологический разбор модальных
слов;
употреблять

в

речи

звукоподражательные

слова,

междометия,

модальные слова и частицы.
26.2.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
объяснять значение сохранения и развития балкарского языка;
находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое
слово, способ связи слов в словосочетании, различать именные и глагольные
словосочетания, проводить синтаксический разбор словосочетания;
различать

интонационные

повествовательных,

побудительных,

и

смысловые

особенности

вопросительных

предложений,

устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое
ударение;
различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать
простые, сложные и развернутые глагольные и именные сказуемые,
характеризовать способы их выражения, ставить тире между главными
членами предложения;
выделять в предложении второстепенных членов по их признакам,
распознавать в тексте прямое и косвенное дополнение;
распознавать определение, способы выражения определений, различать
приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания
при приложении;
распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы
выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели,
причины;
моделировать односоставные и двусоставные предложения разных

типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные
предложения

двусоставными,

следить

за

изменением

содержания

предложения;
сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные,
неопределенно-личные,

обобщенно-личные,

косвенно-субъектные,

безличные, номинативные предложения, находить в тексте неполные
предложения,

проводить

синтаксический

разбор

односоставных

и

двусоставных предложений;
различать неполные предложения: контекстуальные, ситуативные,
эллиптические, проводить синтаксический разбор неполных предложений;
выделять предложения с прямой и косвенной речью, понимать основные
схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в таких
конструкциях, выделять цитаты знаками препинания;
понимать

основные

нераспространенное
предложения

с

и

функции

обращения,

распространенное,

обращениями,

различать

правильно

моделировать и

обращение

интонировать

употреблять

в речи

предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и
ситуацией общения;
различать вводные слова, предложения и члены предложения,
пользоваться вводными словами и предложениями в речи для выражения
уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания, соблюдать
интонацию и пунктуацию в предложениях с вводными словами и
предложениями;
владеть

основными

правилами

пунктуации

при

выделении

обособленных членов предложения, определять виды обособления, выделять
в тексте обособленные дополнения, определения, приложения, уточняющие
члены предложения, интонационно правильно произносить предложения с
обособленными членами, проводить синтаксический разбор предложений с
обособленными членами.
26.2.7. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

кратко излагать результаты выполненной проектной работы на балкарском
языке;
извлекать информацию из различных источников, пользоваться справочной
литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать
тезисы, конспект, реферат, рецензию);
классифицировать

сложные

предложения

на

сложносочиненные,

сложноподчиненные, бессоюзные, определять средства связи компонентов
сложного предложения;
употреблять

в

устной

и

письменной

речи

сложносочиненные

и

сложноподчиненные предложения;
конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам,
различать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте, анализировать и
характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений
разных видов, различать сложноподчиненное предложение с несколькими
придаточными;
правильно строить сложное предложение с сочинительными союзами;
выделять главную и придаточную части сложноподчиненного
предложения;
определять синтетические средства связи в сложноподчиненном
предложении;
распознавать средства связи в сложноподчиненном предложении;
выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные,
сказуемые,

дополнительные, определительные, времени, места, образа

действия, меры и степени, цели, причины, условные);
ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных
предложениях;
проводить синтаксический разбор сложных предложений;
определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный,
художественный, публицистический).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (68 ч.)
Раздел курс, тема
Общие сведения о
языке
Разделы науки о
языке
Повторение

Стартовая
диагностика
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия

Программное содержание

Кол-во
часов

Дикт
ант

Изло
ж.

Тест

Проек Электронный
т
(цифровой)образова
тельный ресурс
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Вводная тема о родном языке

1

Язык и речь.
Устная и письменная речи.
Общие понятия о балкарском языке
Повторение изученного материала в
начальных классах. Словообразование и
морфология
Повторение частей речи. Имя
существительное. Имя прилагательное.
Глагол. Местоимение. Послелоги.
Диктант

2

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки

4

http://book.cnppm.ru/b
10/

Составные согласные (звонкие, глухие)
звуки, их правописание.
Абруптивные согласные звуки.
Лабиализованные согласные звуки.
Определение терминов «фонетика» и
«орфоэпия».
Формулирование смыслоразличительной
функции звука. Объяснение знаков
транскрипции и диакритических знаков
при написании слов, составление
транскрипции и фонетический разбор

5

http://book.cnppm.ru/b
10/

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
1

слов.
Система гласных звуков: краткие,
долгие, гласные переднего ряда и заднего
ряда.
Система согласных звуков: звонкие,
глухие, сонорные, абруптивные.
Случаи несоответствия гармонии
гласных и согласных.
Анализ звуко-буквенного состава слов.
Оценивание собственной и чужой речи с
точки зрения орфоэпических норм
Алфавит. Правописание разделительных
ъиы
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение
Фонетический разбор
Синтаксис и
пунктуация

1
2

1

Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Словосочетание. Предложение

2

Предложение.
Виды предложений по цели
высказывания.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения.
Дополнение

2

Определение

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

3

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Обстоятельство

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

Предложения с однородными членами.
Предложения с обращениями

2

Предложения с прямой речью

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Лексика

Монолог. Диалог: диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями.
Нормы речевого поведения в разных
ситуациях
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова.
Омонимы
Синонимы

Антонимы
Использование толковых словарей,
нахождение по ним омонимов,
синонимов
Речевая
Сочинение-рассуждение «Таулу
деятельность
и байракъны кюню» («День балкарского
культура речи
флага»)
Словообразование. Понятие о морфемике. Основосложение
Орфография
Словообразовательные префиксы

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1
1
1

1

1
1

Словообразовательные суффиксы

1

Словоизменительные морфемы

1

Правописание префиксов

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Морфемный разбор

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

Промежуточный контрольный диктант

1

Морфология.
Имя
существительное

Понятие о морфологии.
Самостоятельные и служебные части
речи
Значение существительного, его
признаки, синтаксические функции.
Нарицательные и собственные имена
существительные.
Уменьшительно-ласкательные формы
имен существительных
Правописание собственных имен
существительных (заглавная буква и
кавычки).
Число имен существительных
Типы склонения имен существительных.
Изменение собственных имен
существительных по падежам
Правописание существительных,
заимствованных из русского языка
Словообразование имен
существительных
Фонетический разбор

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Изложение: «Саулукъ» («Здоровье»)

1

Основные грамматические признаки
глагола
Времена глагола. Прошедшее, настоящее

1

Речевая
деятельность и
культура речи
Морфология.
Глагол

1

1
1

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Времена глагола. Будущее время

1

Лицо и число глагола

2

Способы образования глагола.
Отличие неопределенной формы глагола
от других форм глагола
Морфологические признаки,
синтаксические функции
прилагательного
Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные
прилагательные
Степени сравнения имен
прилагательных. Значение, образование
и изменение прилагательных в
сравнительной и превосходной степени
Правописание прилагательных,
являющихся определением для
существительных.
Словообразование имен прилагательных.
Образовывать прилагательные от
существительных

1

Контрольный диктант
Предметная
Закрепление материала, изученного в 5
аттестация.
классе.
Тесты
Сочинение-рассуждение.
Изложение
Речевая
Монолог и диалог.
деятельность
и Речь устная и письменная, разговорная и
культура речи
книжная.
Проект «Прирученное животное»

1
1

Имя
прилагательное

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

1
1

1

1

Итого

68

3

3

1

1

6 класс (68 ч.)
Раздел курса,
тема
Общие сведения о
языке
Разделы науки о
языке. Повторение

Речевая
деятельность.
Лексика

Стартовая
диагностика
Словообразование,
словоизменение и
орфография

Программное содержание

Кол-во
часов

Диктан
т

Изло
ж.

Тест

Проект Электронный
(цифровой)образова
тельный ресурс
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b1
0/
http://book.cnppm.ru/b1
0/
http://book.cnppm.ru/b1
0/
http://book.cnppm.ru/b1
0/

Язык – основное средство общения.
Понятие о родственных языках и праязыке
Синтаксис и пунктуация

2

Фонетика

2

Морфология

2

Общеупотребительная лексика.
Заимствованные слова в балкарском языке

1

Архаизмы.
Историзмы. Неологизмы.
Диалектная и профессиональная лексика
Фразеология. Аналоги фразеологизмов в
русском и балкарском
языках, синонимы-фразеологизмы

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

Диктант
Работа над ошибками
Основные способы образования слов.
Префиксация

2

Основные способы образования слов.
Суффиксация

2

2

2

1
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Основные способы образования слов.
Основосложение
Словоизменение

2

Правописание сложных и
сложносокращенных слов

2

Фонетический разбор

2

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Речевая
деятельность и
культура речи
Морфология.
Глагол

Сочинение-рассуждение: «Таулу адетле»
(«Национальные традиции»)

2

Синтаксические функции глагола в
предложении
Инфинитив

1

Возвратные глаголы

2

Переходные, непереходные глаголы

2

Наклонения глагола.
Изъявительное наклонение
Условное наклонение.
Сослагательное наклонение
Предположительное наклонение.
Желательное наклонение
Повелительное наклонение.
Наклонение удивления
Спряжение глаголов

2

Возвратные глаголы.
Словообразование глаголов
Фонетический и морфологический разбор

1

1

2

2
2
2
1

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b

10/
Промежуточная
аттестация
Имя числительное

Речевая
деятельность и
культура речи
Местоимение

Контрольный диктант
Работа над ошибками
Понятие об имени числительном.
Роль числительных в речи
Имена числительные простые, сложные и
составные
Количественные числительные, их
значение, склонение, особенности
употребления в словосочетании
Порядковые числительные, их значение,
склонение и изменение
Разделительные числительные, их
значение, склонение и употребление
Дробные числительные, их значение и
изменение
Морфологический разбор

2

Изложение: «Уллу болсам къаллай
боллукъма?» (Каким я буду в зрелом
возрасте)
Разряды местоимений по значению и
грамматическим свойствам
Личные местоимения, их значение,
склонение
Указательные местоимения: значение,
склонение
Притяжательные местоимения: значение,
изменение и роль в предложении
Вопросительные местоимения: значение,
склонение. Относительные местоимения:
значение, склонение
Определительные местоимения: значение,
склонение.

1

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1
1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Неопределенные местоимения: значение,
склонение
Отрицательные местоимения: значение,
склонение
Морфологический разбор
Речевая
деятельность и
культура речи

Сочинение-рассуждение.
Изложение.
Работа со словарями различных видов.
Перевод текстов на русском языке на
балкарский и наоборот.
Стенография, прослушивание аудио-видео
материалов с подробным пересказом
Речевая
Защита проекта «Сходства и различия в
деятельность
речевом этикете балкарского и русского
народов»
Контрольный диктант
Предметная
аттестация.
Тесты
Итого

Закрепление материала, изученного в 6
классе

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1
2

http://book.cnppm.ru/b
10/
1

1

1

1

1

1

68

1

4

2

2

2

7 класс (68 ч.)
Блок
Общие сведения
о языке

Разделы науки о
языке.
Повторение

Темы

Кол-во
часов

Карачаево-балкарский язык в КабардиноБалкарии и Карачаево-Черкессии: значение и
функции.
Формулирование значения родного языка как
государственного во всех сферах
жизнедеятельности республик. Определение
значения и функций родного языка
Повторение изученного.
Морфология

2

Синтаксис

2

Дикта
нт

2

Излож
.

Тест

Проект Электронный
(цифровой)образова
тельный ресурс
http://book.cnppm.ru/b
10/

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Стартовая
диагностика
Части речи.
Причастие

Прямая и косвенная речь

2

Способ передачи чужой речи.
Знаки препинания

2

Монолог.
Диалог- этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями
Диктант

2

Грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки причастия

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

Признаки глагола у причастия: возвратность,
вид, время (кроме будущего)

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

2

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
1

Речевая
деятельность и
культура речи
Деепричастие

Промежуточная
аттестация
Наречие

Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным
Изменение причастия по времени

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

2

Причастный оборот

2

Морфологический разбор

2

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Сочинение-рассуждение: «Шуехлукъ»
(«Дружба»)

2

Грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки деепричастия.
Признаки глагола и наречия у деепричастия

2

Формы образования деепричастия

2

Изменение деепричастия по времени

2

Деепричастный оборот

1

Морфологический разбор

1

Диктант
Работа над ошибками
Морфологические признаки и синтаксические
функции наречия

2
1

http://book.cnppm.ru/b
10/

Основные группы наречий по значению:
наречия образа действия, меры и степени,
места, времени, причины, цели

1

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

2

http://book.cnppm.ru/b
10/
1

Речевая
деятельность и
культура речи
Синтаксис и
пунктуация

Речевая
деятельность и
культура речи
Служебные части
речи.
Послелог.
Союз.
Частица.
Междометия

Степени сравнения наречий

1

Словообразование и правописание наречий

1

Словообразование наречий путем перехода
слов из одной части речи в другую
Морфологический разбор

1

Изложение:
(Цена человека – его труд)

2

Сложные предложения

1

Сложные предложения с союзами

1

Бессоюзные сложные предложения

1

Синтаксический разбор

2

Изложение: «Керекмиди табийгъатны
сакъларгъа?» (Нужно ли охранять природу?)

1

Понятие о послелоге. Назначение послелогов в
речи
Разряды предлогов по значению.
Переход слов из самостоятельных частей речи в
послелог
Назначение союзов в речи: для связи
однородных членов предложения, частей
сложных предложений и частей текста

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1

1

1

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

Речевая
деятельность и
культура речи

Простые и составные союзы

1

Сочинительные союзы; их группы по значению

1

Подчинительные союзы

1

Морфологические признаки и синтаксические
функции частиц. Правописание

1

Морфологический разбор

1

Основные функции междометий.
Разряды междометий
Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях
Морфологический и фонетический разбор

1

Построение текста-рассуждения в различных
стилях речи.
Виды диалога.

1

Контрольный диктант

http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/
http://book.cnppm.ru/b
10/

1

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

1

Работа над ошибками
Предметная
аттестация.
Тесты
Итого

Закрепление материала, изученного в 7 классе

1

68

1

4

3

2

http://book.cnppm.ru/b
10/

8 класс (68 ч.)
Раздел курса, тема
Разделы науки о
языке.
Повторение

Стартовая
диагностика
Синтаксис и
пунктуация

Словосочетание

Программное содержание

Кол-во
часов

Дикт
ант

Изло
ж.

Тест

Проек Электронный
т
(цифровой)образовате
льный ресурс
http://book.cnppm.ru/b10/

Самостоятельные части речи

1

Служебные части речи

2

Синтаксис

2

Диктант

2

Виды синтаксической связи.
Средства синтаксической связи
Способы подчинительной связи

2

http://book.cnppm.ru/b10/

2

http://book.cnppm.ru/b10/

Виды словосочетаний. Согласование

2

http://book.cnppm.ru/b10/

Виды словосочетаний. Примыкание
Виды словосочетаний. Управление
Принципы пунктуации.
Знаки препинания и их функции

1

1

http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/
2
2

http://book.cnppm.ru/b10/

Речевая
деятельность и
культура речи
Предложение

Промежуточная
аттестация
Главные и
второстепенные
члены предложения

Сочинение-рассуждение «Сууаплыкъ»
(«Милосердие»)

2

Строение предложения
Грамматическая основа предложения
Предложения простые и сложные
Основные виды простого предложения
Порядок слов в предложении. Логическое
ударение
Речевой смысл и экспрессивные свойства
предложения
Смысл предложения и перифраз

2
2
2
2
2

http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/

2

http://book.cnppm.ru/b10/

2

http://book.cnppm.ru/b10/

Синтаксический разбор

2

http://book.cnppm.ru/b10/

Диктант
Работа над ошибками
Подлежащее.
Способы его выражения
Основные типы сказуемого: простое глагольное,
составное глагольное, составное именное
Распространенные члены предложения
Дополнение.
Виды дополнений.
Обособленные дополнения
Определение, его основные значения.
Обособленные определения
Приложение как вид определения. Обособленные
приложения
Обстоятельство. Виды обстоятельств: места,
времени
Обстоятельство. Виды обстоятельств: цели и
причины
Обстоятельство. Виды обстоятельств: образа

2

1

1

1

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1
1

http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

2

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

действия
Обособленные обстоятельства

Речевая
деятельность и
культура речи
Предложения с
однородными
членами

Предложения с
обращениями, с
вводными словами,
словосочетаниями,
предложениями

1

http://book.cnppm.ru/b10/

Основные виды односоставных предложений
Особенности использования односоставных
предложений в речи

1

http://book.cnppm.ru/b10/

Полные и неполные предложения в речи
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении
Изложение: «Керекмиди китапланы окъургъа?»
(«Нужно ли читать книги?»)

1
1

http://book.cnppm.ru/b10/
http://book.cnppm.ru/b10/

Средства связи однородных членов

1

http://book.cnppm.ru/b10/

Союзы при однородных членах, их разряды по
значению.
Запятая между однородными членами
Обобщающие слова в предложениях с
однородными членами.
Знаки препинания
Согласование однородных подлежащих по лицам
и числам со сказуемым
Роль обращения в речевом общении. Этические
нормы использования обращений

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

Вводные слова (словосочетания) как средство
выражения отношения говорящего к своему
сообщению и как средство связи между
предложениями в тексте

2

http://book.cnppm.ru/b10/

2

1

Предложения с вводными словами. Вводные
предложения
Знаки препинания в предложении с вводными
словами, словосочетаниями

1

http://book.cnppm.ru/b10/

1

http://book.cnppm.ru/b10/

Морфемный, морфологический, синтаксический
разбор
Сочинение-рассуждение.
Защита проекта «Моя родословная»

1

http://book.cnppm.ru/b10/

Речевая
деятельность и
культура речи
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Предметная
Закрепление материала, изученного в 8 классе
аттестация.
Тесты

2

Итого

68

2

1

1

1

1

3

4

2

http://book.cnppm.ru/b10/

2

9 класс (68ч.)

Раздел курса, тема
Разделы науки о языке.
Повторение

Программное содержание

Кол-во
часов

Фонетика

2

Морфология

2

Диктан
т

Изло
ж.

Тест

Прое Электронный
кт
(цифровой)об
разовательны
й ресурс
http://book.cnpp
m.ru/b10/
1
http://book.cnpp
m.ru/b10/

Стартовая диагностика
Сложное предложение

Синтаксис и пунктуация.
Устройство речевого аппарата, способы
образования звуков языка.
Редукция гласных, ассимиляция гласных и
согласных звуков

2

Диктант
Работа над ошибками
Грамматическое сходство и различие простых,
сложных предложений
Смысловое, структурное и интонационное
единство сложного предложения

2

Основные виды сложных предложений по
характеру отношений и средствам связи между
их частями

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/

2
2

1
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

Сложносочиненные
предложения

Смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения
Значения сочинительных союзов и знаки
препинания
Сложносочиненные предложения с
противительными союзами
Синтаксический разбор

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

Речевая деятельность и
культура речи

Сочинение-рассуждение (Природа и человек в
гармонии) (Табийгъат бла адам)

2

Сложноподчиненные
предложения

Строение сложноподчиненных предложений

2

Интонация, подчинительные союзы и союзные
слова, указательные слова как средство связи
частей сложноподчиненного предложения

2

Указательные слова в главном предложении

1

Виды придаточных предложений:
подлежащные, дополнительные,
обстоятельственные
Запятая в сложноподчиненных предложениях с
несколькими придаточными

2

Диктант
Работа над ошибками

2

Промежуточная
аттестация

1

1

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

3

http://book.cnpp
m.ru/b10/

1

Сложные бессоюзные
предложения.
Сложные предложения с
разными видами связи

Синтаксический разбор

Речевая деятельность.
Ораторское искусство

Значения сложных бессоюзных предложений.
Интонационные средства их выражения
Знаки препинания в сложных бессоюзных
предложениях

3

http://book.cnpp
m.ru/b10/

Понятие о сложных предложениях с разными
видами связи
Запятая при стечении сочинительных и
подчинительных союзов

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

Синтаксический разбор сложносочиненного
предложения
Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения.
Лингвистические словари и справочная
литература
Тема, цель.
Определять микротему текста
Цитаты, истории, интересные факты

2

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

Выступление
Речевая деятельность и
культура речи
Повтор пройденных тем

Изложение: «Жашаудан юлгю алыу» (Уроки
жизни)
Правописание притяжательных местоимений с
существительными.
Правописание личных префиксов с
существительными

1
1
3

1
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

Речевая деятельность и
культура речи

Правописание гласной буквы ы в префиксах и
основе слова
Правописание префиксов

2

Правописание падежных окончаний

2

Морфологический разбор слов

1

Морфемный разбор слов

1

Виды предложений (повествовательное,
побудительное, вопросительное)
Образность и информативность
фразеологических единиц
Эссе

2

http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/
http://book.cnpp
m.ru/b10/

1

1

1

Анализ текста.
Виды текстов.
Переработка различных видов текстов
Речевая деятельность

Сочинение-рассуждение.
Защита проекта «Национальные блюда»

Контрольный диктант
Предметная
аттестация.
Тесты
Итого

http://book.cnpp
m.ru/b10/

2
Закрепление материала, изученного в 9 классе

1

1
1

5

68

2

3

4

2

2

Учебно-методическая литература

1.

Ахматов И. Х., Ахматова М. А., Додуева А. Т., Кетенчиев М. Б.,

Киштикова Л. Х., Мизиев А. М., Хуболов С. М. Морфология балкарского
языка (на балк. яз.). Учебник для студентов. – Нальчик: Издательство М. и В.
Котляровых, 2005. – 203 с.

2.

Ахматов И. Х., Кетенчиев М. Б. Таблицы по синтаксису балкарского

языка (на балк. яз.). – Нальчик: Эльбрус, 2003. – 53 с.

3.

Ахматова М. А. Филологический анализ текста. Учебное пособие. –

Нальчик, 2017. – 94 с.

4.

Гузеев Ж. М. Школда малкъар тилни окъутууну проблемалары:

Устазлагъа бла студентлеге окъуу пособие. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 224 с.

5.

Гузеев Ж. М., Башиев Х. Л. Къарачай-малкъар тилде диалектизмле эм

аланы тюрлюлери. Методика эсгертиуле. – Нальчик, 2011. –20 с.

6.

Гузеев Ж. М., Созаев А. Б. Лингвистические основы обучениярусской

орфоэпии в балкарской школе. – Нальчик: Эльбрус, 2009. – 187 с.

7.

Гузееев Ж. М. Бусагъатдагъы къарачай-малкъар литература тил.1-чи

кесеги. – Нальчик: Эльбрус, 1998. – 304 с.

8.

Гузеев Ж. М. Бусагъатдагъы къарачай-малкъар тил. 2-чи кесеги.

Морфемика, морфонология, сѐз къурау. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – 294 с.

9.

Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни тинтиуню тарыхы эм

проблемалары. – Нальчик, 2011. – 178 с.

10.

Гузеев Ж. М. Карачаево-балкарская фонетика. – Нальчик: КБНЦРАН. –

11.

Деваева З. Д. Ойнай билим алабыз. – Нальчик: Эльбрус, 2013. –

12.

Джуртубаев

240 с.

98 с.
М.

Ч.

Этический

кодекс

карачаево-балкарского

народа. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 576 с.

13.

Додуланы

А.

Т.,

Ахматланы

М.

А.

Къарачай-малкъар

тилни

морфологиясын школда эм вузда окъутууну теориясы эм методикасы. – Нальчик, 2018.
– 160 с.

14.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании:

Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.:Дрофа, 2007. – 312 с.

15.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г.
Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.

16.

Кетенчиев М. Б. Къарачай-малкъар тилде ат айтымланы форма магъана

жаны бла тинтиу. Окъуу пособие. – Нальчик, 1996. – 206 с.

17.

Кетенчиев М. Б. Къарачай-малкъар тилде болуш формаланы магъаналары

(теория материалны билиуге методика эсгертиуле). – Нальчик: КБГУ, 2011. – 56 с.

18.

Кетенчиев М. Б. Словосочетание и простое предложение в балкарском

языке: учебное пособие. – Нальчик: КБГУ, 2014. – 21 с.

19.

Кетенчиев М. Б. Малкъар тилни синтаксисинден ишле эм аланы тамамлау

жаны бла методика эсгертиуле (сѐз тутуш). – Нальчик: Каб.-Балк. унт, 2013. – 23 с.

20.

Кетенчиев М. Б., Хуболов С. М., Узденова Ф. Т. Родной (балкарский)

язык. Сборник упражнений. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. – 41 с.

21.

Колеченко

А.

К.

Энциклопедия

педагогических

технологий:пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 368 с.

22.

Толгурова П. Н. 5-11 класслагъа малкъар тилден жызыу ишлени

жыйымдыгъы. – Нальчик: Книга, 2011. – 196 с.

23.

Соттаева Л. Б. Жаздырмала бла эсденжазмала жыйымдыгъы. 5-11

класслагъа. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 128 с.

24.

Улаков М. З. Современный балкарский язык. Часть 1. – Нальчик:ООО

«Печатный двор», 2016. – 442 с.

25.

Улаков М. З. Современный балкарский язык. Часть 2. – Нальчик:ООО

«Печатный двор», 2016. – 480 с.

26.

Современные средства оценивания результатов обучения

в школе:

Учебное пособие / Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина и др. – М.: Педагогическое
общество России, 2013. – 192 с.

27.
– 78 с.

Хуболов С. М. Именные части речи в тюркских языках. – Нальчик, 2015.

Словари

28.

Башиева

С.

К.,

Жарашуева

З.

К.

Малкъар

тилни

школфразеология сѐзлюгю. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 317 с.

29.

Гузеев Ж.

М.

Малкъар

тилни

школ

ангылатма

сѐзлюгю.

30.

Гузеев Ж. М. Малкъар-орус школ сѐзлюк. – Нальчик: Эльбрус,2003. –

31.

Гузеев Ж.

32.

Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни омонимлерини сѐзлюгю. –М.:

–Нальчи

350 с.
М.

Малкъар

тилни

школ

ангылатма

сѐзлюгю.

ООО «КосмоПолиграф», 2013. – 492 с.

33.

Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни синонимлерини сѐзлюгю.

– Нальчик: ООО «Печатный двор», 2017. – 558 с.
34.

Гузеев

Ж.

М.,

Махийланы

Л.

Х.

Къарачай-малкъар

тилниантонимлерини сѐзлюгю. – Нальчик, 2016. – 272 с.

35.

Гузеев Ж. М., Махиева Л. Х. Къарачай-малкъар тилни малкъар (ц

/ з) диалектини къысха сѐзлюгю. – Нальчик: КБНЦ РАН, 2015. – 150 с.

36.

Гузеев Ж. М., Созаев Б. Т. Малкъар тилни окъуу орфография

сѐзлюгю. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 336 с.

37.

Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни синонимлерини сѐзлюгю.

– Нальчик: ООО «Печатный двор», 2017. – 558 с.
38.

Жарашуева З. К. Къарачай-малкъар тилни фразеология сѐзлюгю.

– Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. – 476 с.
Балкарско-русский словарь / под ред. Э. Р. Тенишева, Х. И.
Суюнчева. – М.: Русский язык, 1989. – 838 с.

39.
40.

Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ I. А –Ж. –

Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 1996. – 1118 с.

41.

Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ II. З –Р. –

Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2002. – 1170 c.

42.

Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ III. С –Я. –

Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2005. – 1158 с.

43.

Отаров И. М., Габаева А. Б. Русско-балкарский толковый словарь

отраслевой лексики. – Нальчик: Эльбрус, 2000. – 200 с.

44.

Улаков

М.

З.,

Махиева

Л.

Х.

Балкарско-русский

словарьлингвистических терминов. – Нальчик, Эльбрус, 2008. – 408 с.

–Нальчи

45.

Хапаев С. А. Географические названия Карачая и Балкарии. – М.:

Эльбрусоид, 2013. – 576 с.
Информационные ресурсы

46.

Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской

Федерации // URL: https://родныеязыки.рф/ (дата обращения: 05.12.2020).

47.

Единое

окно

доступа

к

информационным

ресурсам

//

URL:

http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.77 (дата обращения: 05.12.2020).

48.

Сайт «Народы мира – политически этнографический справочник»

// URL: http://nation.geoman.ru. (дата обращения: 05.12.2020).

49.
05.12.2020).

Сайт «Эльбрусоид» // URL: http://www.elbrusoid.org/ (дата обращения:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».