8 кл Рабочая программа история КБР

Приложение 31 к ООП ООО (2.0)
Принято на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 31.08.2024г.
Согласовано с Советом родителей,
протокол №1 от 28.08.2024г.
Утверждено приказом директора № 54-3-ОД от
31.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История КБР»
(базовый уровень)
для обучающихся 8-х классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «История
КБР»
Курс истории Кабардино-Балкарской республики охватывает события с
древнейших времен до наших дней. Главная цель предмета «История
Кабардино-Балкарии» — способствовать формированию в системе
образования гуманистической культуры, восстановлению культурноисторической и духовной преемственности поколении, возрождению и
развитию национальных культур.
Курс включает краткие исторические очерки- происхождения (этногенеза)
кабардинцев и балкарцев, сведения из истории национальных языков,
краткий очерк традиционной культуры. В программу курса включены
самостоятельные разделы, касающиеся экономической и политической
культуры балкарцев и кабардинцев. Однако главенствующее положение в
программе отведено национальной духовной культуре, определяющей ее
специфику и самобытность. При этом как один из важных факторов
духовной культуры рассматривается и религия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «История КБР»
Общей целью школьного исторического образования является
формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель
предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, а также истории своей малой родины, понимание места и
роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования
определяются
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской
Федерации»).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на
изучение предмета «История КБР» учебным планом: на базовом уровне в 8-м

классе по 1 учебну часу в неделю при 34 учебных неделях.
Основное содержание курса «История КБР»
Глава 1. Наш край в древности (3ч.)
Тема 1-2. Первобытнообщинный строй на территории
Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии.
Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век.
Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшие
земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита.
Разложение первобытнообщинного строя и развитие патриархального
общества. Эпоха бронзы. Майкопская культура. Высокий экономический и
культурный уровень местных племен. Дольменная культура.
«Северокавказская» культура.
Дальнейшее разложение первобытнообщинного строя и возникновение
эпохи военной демократии.
Кобанекая культура и ее носители. Древние кобанские племена и
особенности их хозяйственной жизни. Прикубанская культура и ее носители.
Наш край в период освоении железа (VIII век до и. э.). Кочевые племена
эпохи железа и военной демократии. Киммерийцы, Скифы, Савраматы и
сарматы. Ранние аланы.
Тема 3-4. Адыги в древности и средневековье.
Современные представления об этногенезе адыгов. Хатты. Каски. Меоты.
Памятники меотов. Поселения меотов. Хозяйства меотов. Греческие города
— колонии и их связи с местами. Меоты и Боспорское царстйо.
Формирование адыгской народности. Зихский союз племен. Расселения.
Касожский союз племен.
Социально-экономическое и политическое развитие адыгов в IV—XII вв.
Хозяйство. Торговые связи с генуэзскими колониями. Черкесская династия
мамлюков в Египте. Взаимоотношения адыгоп с другими народами. Находки
Майкопской культуры на территории Кабарды и Балкарии. Адыги и
Аланское государство. Появление названия Кабарда.
Племена центрального Кавказа в IV—XII вв.
Вторжение гуннов и изменение этнической карты. Хазары. Булгары.
Половцы. Аланы (Асы).
Тема 5. Происхождение балкарцев.
Различные взгляды историков на эту проблему: Роль алан в формировании
балкарского этноса. Болгары, кипчаки и их влияние на формирование
балкарского этноса. Места расселения предков балкарцев в IV—XII вв.
Социально-экономическое, политические и культурное развитие.
Глава 2. Наш край в XIII-XV вв. (2 ч.)
Тема 1-2. Первый поход татаро-монголов на Северный Кавказ.
Разгром аланов, кипчаков, адыгов, половцев. Начальный этап завоевания
народов Северного Кавказа. Второй поход татаро-монголов. Поход 1237 г. на
черкесов. Борьба народов Кавказа против татаро-монголов. Вытеснение
предков балкарцев из равнины и предгорья в горные ущелья.

Нашествие Тимура (1395г.).
Разгром Тохтамыша. Поход Тимура против Северо-Кавказских народов.
Карательные отряды Тимура. Разрушение крепости, церкви, города Нижний
Джулат. Распад Золотой Орды. Появление Ногайской Орды, Казанского,
Астраханского и Крымского ханств.
Тема 3-4. Хозяйство местных жителей.
Отрицательное влияние нашествия монголов на экономику местного
населения. Земледелие и скотоводство. Ремесло и торговля.
Социальная структура и политическое устройство Кабарды и Балкарии.
Феодально-родовая знать. Дальнейшее развитие феодальных
отношении."Особенности развития культурных традиций кабардинцев и
балкарцев.
Глава 3. Кабарда и Балкария в XVI—XVIII вв. (1 ч.)
Тема 1-2. Экономическое развитие.
Территория и население. Скотоводство и земледелие. Особенности их
развития у кабардинцев и балкарцев. Огородничество. Пчеловодство. Охота.
Ремесленное производство. Торговля.
Общественно-политический строй у кабардинцев и балкарцев.
Социальная структура. Князья, дворяне, таубии. Крестьянство. Особенности
их социально-политического строя. Антифеодальное движение кабардинских
и балкарских крестьян в XVI—XVIII вв. Восстание в Кабарде под
руководством Машука и Дамалея. Бегство крестьян в русские поселения.
Отношение царской администрации. Восстание кабардинских крестьян в
1767 году. Совместное выступление кабардинских крестьян и казаков против
местных феодалов.
Глава 4. Политическое положение Кабарды и Балкарии
В XVI—XVIII вв.(3ч.)
Тема 1-2. Русско-кабардинские отношения в XVI веке. Темрюк Идаров.
Предпосылки сближения Кабарды с Россией. Кабардинские послы в Москве.
Заключение военно-политического союза Кабарды и России в 1557 году. Его
значение. Женитьба Ивана IV па дочери Темрюка. Дальнейшее сближение
Кабарды с Россией. Внутренняя и внешняя политика Темрюка Идарова.
Развитие русско-кабардинских отношений во второй половине XVI века.
Кабардино русские отношения в XVII веке.
Внутреннее и внешнее положение Кабарды в первой трети XVII века.
Сунчалей в Терском городе. Князья Черкасские на русской службе. Михаил
Алегукович — первый Российский генераллиссимус. Начало Балкарорусских связей. Первое упоминание о балкарцах в посольских документах.
Участие кабардинцев в войнах России в 30—80-х гг. XVII в. Политика
Турции и Крымского хана.
Т е м а 3-4. Кабарда в системе международных отношений XVIII в.
Внутренняя и внешняя обстановка. Борьба с крымско-турецкой агрессией в
первой трети XVIII в. Александр Бекович Черкасский и его миссия на
Северном Кавказе.
Кабарда и русско-турецкие войны в XVIII веке.
Белградский мир и его значение в истории Кабарды. Общественнополитическая деятельность Д. Казаноко. Русско-турецкая война 1768—1774

гг. Кючук Кайнарджийский мир и признание Кабарды составной частью
России. Его значение для Осетии и Балкарии.
Тема 5-6. Начало колониальной политики царизма во
второй половине XVIII века.
Строительство кавказской военной линии. Бегство кабардинских крестьян в
Моздок и принятие ими христианства. Моздокские кабардинцы —
христиане. Создание в Кабарде приставства в 1869 году. Назначение
П.С.Потемкина в 1782 году командующим войсками на Северном Кавказе.
Начало Кавказской войны, ее причины, характер и этапы.
Русско-балкарские отношения.
Постепенное вовлечение Балкарии во взаимоотношения Кабарды с Россией.
Стремление балкарских таубиев принять русское подданство. Обращение
балкарских таубиев Иссы Мисоста и других в 1787 году к Потемкину с
просьбой о принятии их в подданство.
Тема 7. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними
народами.
Связи с осетинами, чеченцами, ингушами и народами Дагестана. Отношения
с Грузией. Торгово-экономическле связи с русскими и украинскими
новоселами края. Связи между кабардинцами и балкарцами.
Глава 5. Кабарда и Балкария в первой половине XIX века (4 ч.)
Тема 1-2. Социально-экономическое и политическое развитие Кабарды и
Балкарии в первой половинеXIX века.
Экономическое развитие. Территория н численность населения в Кабарде и
Балкарии. Земледелие, скотоводство, ремесло. Базарная и ярморочная
торговля. Меновые дворы. Вывоз товаров местного производства и ввоз
изделий русской промышленности.
Социальная структура и политическое развитие.
Князья и дворяне в Кабарде, таубии в Балкарии. Деление крестьянства на
различные группы в Кабарде— унауты, логунапыты, оги и азаты; в Балкарии
— ясакчи, каракиши, казаки и карауаши.
Т е м а 3-4. Создание системы административно-колониального
управления.
Учреждение в Кабарде родовых судов и расправ в 1793 году. Приезд
Ермолова на Кавказ в 1816 году. Расширение Кавказской войны и усиление
борьбы против горцев, усиление репрессий. Создание Кабардинского
временного суда (1822 г.), как административно-судебного и полицейского
органа царского правительства. Основание Нальчика (1822 г.) как центра
военной власти. Образование Кабардинского округа (1858 г.), Терской и
Кубанско областей (I860 г.).
Борьба против колониального гнета.
Усиление колониального режима и феодальной эксплуатации. Восстания
1804, 1810, 1825 гг. Карательные экспедиции Глазснапа, Булгакова и
Ермолова в Кабарду. Строительство Кабардинской военной линии.
Нарастание недовольства со стороны крестьянства. Крестьянские
выступления 1837, 1838, 1854 гг. Присоединение Балкарии к России в 1827 г.
Тема 5-6. Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного
Кавказа.

Связи Шамиля с представителями Кабарды (У. Шеретлоков, Куденетов и др.)
Магомет:мирза Анзоров-старший Наиб Шамиля. Его письма. Неудачный
поход Шамиля в Кабарду в апреле 1846 года. Балкарцы и карачаевцы в
Кавказской войне.
Выселение горцев в Турцию. Предпосылки и причины этого акта.
Экспансионизм царского правительства — главная причина мухаджирства.
Социально-экономические мотивы выселения чеченцев и адыгов. Роль
некоторых представителей местной верхушки в организации выселения.
Результаты трагедии. Отношение просветителей к вынужденной эмиграции
горцев.
Культура и общественно-политическая мысль в Кабарде и Балкарии в
первой половине XIXвека.
Русские писатели, композиторы и художники о Кабарде и Балкарии. (А. С.
Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Г.Г.Гагарин, Алябьев).
Декабристы на Северном Кавказе и их взгляды о судьбах горцев.
Чернышевский и Добролюбов о борьбе горцев.
Тема 7. Развитие исторической науки и литературы в Кабарде в первой
половине XIX века.
Измаил-бей, Хан-Гирей, Ш. Б. Ногмов, Казы-Гирей. Зарождение адыгской
литературы. Зачатки школьного образования. Проекты Бековича Черкасского
и Кодзокова об открытии в Кабарде школ.
Глава 6 . Кабарда и Балкария в пореформенный период (4 ч.)
Тема 1-2. Аграрная и административно-судебная реформы в Кабарде и
Балкарии в 60—70-х годах XIX века.
Земельная реформа. Причины. Поэтапный ее характер. Проекты Орбелиаии
(1861 г.). Образование Сословно-поземелыной комиссии (1863 г.) под
председательством Д. С. Кодзокова. Укрупнение аулов. Наделение крестьян,
князей и дворян землей. Установление территории и землепользованим
Балкарии.
Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян у кабардинцев и
балкарцев. Политическая борьба вокруг реформы. Оценка реформы.
Административные и судебные преобразовании. Разделение Северного
Кавказа на Ставропольскую губернию, Терскую и Кубанскую области.
Деление Терской области на округа. Создании окружного суда, «аульных» и
участковых судов. Сельская администрация. Значение административной и
судебной реформы.
Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенный период.
Изменение структуры посевных площадей. Рост значения кукурузы и
пшеницы в Кабарде. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий и
транспортных средств. Расширение связи земледелия и скотоводства с
рынком. Развитие коневодства и рост его товарности. Особенности развития
хозяйства в Балкарии.
Ремесленное производство. Рост количества торговцев и ростовщиков.
Т е м а 3-4. Расслоение деревни.
Изменения в землевладении и землепользовании Кабарды, Распродажа
князьями и дворянами своих земель. Рост пришлого земледельческого
населения. Различные формы аренды у балкарцев. Расслоение деревни на

бедных и богатых. Отходничество. Крестьянские выступления. Волнения в
Урусбиевском и Балкарском обществах.
Русское население.
Потомки Разина и Пугачева на Северном Кавказе с XVII — XVIII вв.
Колонизация края. Казачество и иногородние. Экономические, культурные и
политические связи между новыми поселенцами и местным населением.
Тема 5-6. Русско-турецкая война 1877—78 гг.
Формирование особых частей горцев» для участия в войне. КабардииоКумыкскнн полк В. А. Черкасский — заведующий гражданской частью
освобожденных городов Болгарии.
Тема 4.Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный
период.
Народное образование. Нальчикская горская школа. Педагогические курсы
К. Атажукина. Первые сельские начальные школы. Мусульманские школы.
Развитие школьного образования в русских населенных пунктах.
Роль Ставропольской гимназии в развитии культуры Кабарды и Балкарии.
Просветители Балкарии в пореформенный период. Султан-бок Абаев,
Измаил, Сафар-Али и Науруз Урусбиевы.
Просветители Кабарды Л. М. Кодзоков, А. Г, Кешев, К. Атажукин.
Глава VII.(2
ч). Кабарда и Балкария в начале XX в.
Тема 1-2. Проникновение в хозяйство капиталистических отношений.
Мелкая промышленность. Сдвиги в сельском хозяйстве. Развитие торговли.
Разнообразие форм эксплуатации трудящихся. Банки, кредитные
учреждения. Углубление процесса развития капиталистических отношении и
расслоение деревни.
Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими
революциями. (1907-февраль 1917гг.) Первая мировая воина.
Волнение в Терско - Кубанском полку. Залимгери Керефов. Вооруженное
восстание в Нальчике в декабре 1905года. Крестьянские выступления в 1906
году. Итоги и уроки крестьянских выступлении в 1905-1907 гг. в Кабарде и
Балкарии. Политическая обстановка в России, в Кабарде и Балкарии. Рост
аграрных противоречии в Кабарде и Балкарии. Зольское восстание
кабардинских крестьян Черекское восстание балкарских крестьян. Кабарда и
Балкария в период первой мировой войны. Хозяйственная разруха.
Углубление социальных противоречии. Участие кабардинцев и балкарцев в
войне.
Тема 3-4. Кабарда и Балкария в период февральской революции.
Революция в центре. Новые ораны власти. Создание в Нальчике и станице
Прохладной первых советов рабочих и солдатских депутатов.
Просвещение, наука и литература в Кабарде и Балкарии в конце ХIХв.начале ХХв. Просвещение. Развитие сети начальных министерских школ в
селах Кабарды и Балкарии. Первые учителя: К. Кудашев, И.Камаров, Увжуко
и Карачай Блаевы, М.Энеев, Ахия Джабоев,Т.Шертлоков и др. деятельность
русских учителей Л. М. Кучмасова, А. Губернатором, л.Н. Воробьевой, М.
Варлыгина и др. Реальное училище. Просветители Кабарды и Балкарии.

Культурно-просветительные учреждения «Общество для распространения
образования» среди кабардинцев и балкарцев. Музейное и библиотечное
дело. Создание типографии Измаилом Урусбиевым. Любительский театр.
Постановки пьесы Шеретлокова.
Мусульманские школы. Рост количества медресе. Открытие в 1913 году в
Баксане А. Дымовым и М. Гуговым духовной семинарии. Создание
Дымовым и Цаговым учебных пособии. Деятельность баксанского
мусульманского просветительного центра. Создание в 1917 году братьями
Дымовыми типографии и газеты «Адыгэ макъ» (Адыгский голос).
Развитие научно - просветительской мысли в конце ХIХ-начале XX века.
Исторические труды Э.М. Кудашева и М.К. Абаева. Фольклорные
публикации П. Тамбиева, Т. Кашежева и Урусбиевых Литература: Б. Пачев
К. Мечиев.
Глава VIII.(1ч). Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев.
Материальная культура: поселения, усадьбы, жилища, башни, внутреннее
убранство, одежда, головные уборы, пища, транспорт, прикладное искусств,
духовная культура, фольклор, песни, танцы, религия. Общественный быт:
взаимопомощь, гостеприимство. Форма бытования некровного родства.
Семейный быт: большая и малая семья, свадебные обряды, воспитание детей
Адыгский этикет. Балкарский адат.
Глава IX.(2ч) Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.
Тема 1-2. Кабарда и Балкария в 1917г.
Борьба за власть Советов. Обстановка после февральской буржуазнодемократической революции. Провозглашение в Кабарде и Балкарии
Советской власти. Первые преобразования в социально-экономической и
культурной сфере. Негативные явления в деятельности Советов.
Кабарда и Балкария в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
Гражданская война: противостояние сторон. Действие Шкуро и Серебрякова
Карательные экспедиции отрядов Серебрякова и Чижокова. Выступления
Бичерахова в Моздоке. Взятие Нальчика отрядами Серебрякова (7 октября
1918г.). Действия шариатской колонны под командованием Н.Катханова и
балкарского полка под командованием К. Ульбашева.
Оккупация Кабарды и Балкарии войсками Деникина. Восстановление старых
порядков. Действия белогвардейцев. Развитие партизанского движения.
Деятельность Т. Ахохова, Д. Шекихачева, Н.Катханова, Б. Калмыкова, М.
Энеева, Ю. Настуева, И. Осокина, С.Калабекова и др. Восстановление
Советской власти в Кабарде и Балкарии.
Тема 3. Кабардино-Балкария в первые годы НЭПа (1920-1927гп).

Образование Кабардино-Балкарской автономной области. Трудности и
проблемы
национально-государственного строительства в нашем крае. Горская
республика.
Вьcеление Кабарды в самостоятельную автономную область. Помощь
правительства РСФСР Кабарде. Объединение Кабарды и Балкарии в
автономную область. Причины и значение. Восстановление народного
хозяйства. Последствия войны. Упадок экономики. Засухи 1921 и 1924 годов.
Роль Нэпа в возрождении хозяйства Укрепление крестьянских хозяйств.
Помощь государства. Рост производительности земледелия и скотоводства
Восстановление и развитие промышленности. Вовлечение женщин в
Общественно-политическую жизнь.
Глава X.(3ч) Материальное благосостояние и культурный уровень
населения. Политические преобразования 1920-1941гг.
Тема 1-2. Социально - экономические и политические преобразования в
Кабардино-Балкарии в 1928-1941 годах. Становление тоталитарного режима,
репрессии против крестьянства и национальной интеллигенции. Развитие
промышленности. Особенности индустриализации в Кабардино- Балкарии.
Трудности индустриализации в СССР и в Кабардино-Балкарии.
Строительство в Нальчике крупных промышленных предприятии
(Баксанской ГЭС). Дорожно - мостовое строительство. Подготовка
национальных кадров рабочего класса. Трудности и ошибки.
Коллективизация сельского хозяйства. Кабардино-Балкарская деревня в
конце 20-х -начале 30-х годов. Чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовки.
Трудности коллективизации. Начало свертывания НЭПа. Протесты против
произвола. Баксанское событие в 1930 году. Репрессивные меры. Нарушение
принципа добровольности. Директивное планирование колхозного
производства. Завершение коллективизации. Извращения в колхозном
строительстве.
Состояние культуры в 20-30-е годы
Уровень жизни. Ликвидация безработицы. Образование новых населенных
пунктов. Жилищное строительство. Развитие здравоохранения. Оплата труда
колхозников. Города и рабочие поселки.
Народное образование Создание социальной письменности. Работа по
ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Введение всеобщего
обязательного начального (1930-1931гг.) и с 1936- семилетнего образования.
Среднее и высшее образование. Подготовка национальных учительских
кадров. Помощь ВУЗов Москвы, Ленинграда, Киева в подготовке кадров.
Трудности в развитии народного образования. Репрессии против передовых
учителей.

Печать и радио. Газета «Красная Кабарда», «Карахалк», «Ленинский путь»,
«Ленин гъуэгу», «Ленин джол», «Социалистическая Кабардино-Балкария» (с
1927г.). Вступление в строй радиостанции (11927г.). Создание КабардиноБалкарского книжного издательтсва (1928г.). Наука и литература. Создание
Кабардино-Балкарского научно-исследовательского строительства (1926г.),
опытной станции (1927г.) и Союза писателей (1926г.). Развитие литературы.
Творчество Б. Пачева, К.Мечиева и А.Шогенцукова, А. Кешекова и К.
Кулиева, К. Отарова и А. Шортанова, Т. Борукаева, Д. Налоева, А. Будаева и
др.
Культурно-просветительные учреждения и искусство. Кино. Клубы горянок.
Библиотека. Студия национального искусства (1933г.). Создание КабардиноБалкарского государственного ансамбля песни и танца. Симфонический
оркестр. Детские музыкальные школы. Открытие драматического театра
(1937г.). Репрессии против работников культуры.
Тема 3. Образование Кабардино-Балкарской АССР.
Принятие Конституции 1936г. Преобразование Кабардино-Балкарской
области в Кабардино-Балкарскую Социалистическую республику.
Негативные явления в общественно-политической и культурной жизни
Кабардино-Балкарии в конце 20-х 30-х годов. Отрицательные последствия
командно - административной системы для народов. Негативные явления и
деформация общества.
Глава XI.(2ч). Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны.
Тема 1-2. Начало войны, причины отступления Советской Армии. Вес для
фронта, все для победы! Трудящиеся республики - на защиту Родины.
Формирование национальной 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской
дивизии. Ее участие в защите Ростовской области и в Сталинградской битве.
Перестройка народного хозяйства республики на военный лад. Помощь
фронту. Помощь раненым воинам, эвакуированному населению. Забота о
семьях фронтовиков. Эвакуация имущества. Кабардино-Балкария в период
оборонительных боев. Нальчикская оборонительная операция и причины ее
неудачи.
Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации.
Оккупационный режим. Ликвидация колхозов и совхозов. Расправа с
активистами. Борьба трудящихся в тылу врага. Партизанское движение (
командир отряда Г.М. Царапин, комиссар Ч К.Кудаев). Отважные разведчики
М.Куликова, М.Васильева, М. Мечукаев, Шаваев, Х.Алтудов, Ш. Козуб идр.
Уничтожение войсками НКВД балкарских сел Сауту и Глашево.
Освобождение Кабардино-Балкарии и начало восстановление народного
хозяйства. Освобождение республики от немцев в январе 1943 года. Начало
восстановления промышленных предприятии (Тырныаузский комбинат,
гидротурбинный завод, Баксанская ГЭС и др.). Восстановление культурных
учреждений. Восстановление колхозов и совхозов. Помощь Советского
правительства в восстановлении народного хозяйства республики.
Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину.

Участие воинов из Кабарды и Балкарии в оборонительных боях. Защитники
Бреста, Украинских городов. Сталинграда, Москвы, Ленинграда. Крупный
флотоводец А.Головко. Сыны Кабардино-Балкарии в наступательных боях.
Участие воинов из Кабардино-Балкарии в действиях партизанских отрядов
Украины, Белоруссии и в Европейском сопротивлении. Герои Отечественной
войны из Кабардино-Балкарии.
Просчеты и ошибки. Ставки в руководстве военными действиями.
Историческое значение победы Советского народа в Великой Отечественной
войне1941-1945гг.
Глава XII.(1ч). Насильственное выселение балкарцев. Восстановление
автономии балкарского народа.
Тема 1-2 Нарушение законности. Выселение балкарцев.
Материалы о выселении 70 тыс. карачаевцев, 37713 балкарцев, в бессрочную
ссылку. Передача Курпского района КБАССР Северной Осетии,
Приэльбрусья - Грузинской ССР. Трудовой вклад балкарцев в районах
поселении.
Условия жизнедеятельности балкарцев в Средней Азии н Казахстане.
Режим для спецпереселенцев. Депортация как способ физического
истребления этноса, уничтожение культуры народа. Гуманизм и помощь
народов Средней Азии и Казахстана выселенным народом народам. Трудовое
участие балкарцев в экономическом и социальном развитии Казахстана и
Киргизии.
Глава ХIII.(1ч). Кабардино-Балкария в 40-60-х гг.
Тема 1 -2Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства.
Преодоление последствии войны. Послевоенная пятилетка. Засуха 1946 года
и ее последствия для развития сельского хозяйства. Эксплуатация
колхозников. Промышленность. Трудовой героизм рабочих и крестьян.
Развитие народного хозяйства Кабарды и Балкарии в середине 50-х середине
60-х годов. Особенности развития промышленности. Строительство
Подготовка рабочих кадров. Изменение структуры промышленности.
Положение
в
сельском
хозяйстве.
Дальнейшее
ограничение
самостоятельности колхозов. Трудности и успехи.
XX съезд и первые мероприятия правительства СССР по реабилитации
репрессированных народов.
Глава XIV.(3ч) Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг.
Тема 1-2. Апрельский пленум ЦК КПСС 1985г. Общественно-политическая
жизнь.
Меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в стране и
республике. Проблемы экологии и сохранения рекреационных ресурсов
республики. Трудности развития экономики. Проявления неформальных и
общественно-политических организации. Выборы народных депутатов и
сессии Верховных Советов СССР, РСФСР и КБАССР. Декларация о
государственном суверенитете КБР. Распад СССР. Создание СНГ.
Соглашения с соседними республиками. Федеративный договор. Успехи и
недостатки в демократизации общества.
Кабардино-Балкария в конце XX века. Проблемы развития национальных
отношении в Кабардино-Балкарии в 80-90-х годах.

Общественно-политические движения на современном этапе: «Хаса»,
«Славяне», «Тере», «Товуши», Корейское общество, Конгресс кабардинского
народа, Национальный Совет балкарского народа, Казачий круг, Конгресс
русскоязычного
населения.
Возобновления
деятельности
партии
коммунистической
ориентации.
Перспективы
экономического,
политического и культурного развития народов, проживающих на
территории Кабардино-Балкарской республики.
Возвращение балкарского народа в республики. Восстановление автономии
балкарского народа. Помощь государства в обустройстве балкарцев. Решение
кадровых вопросов. Издание произведений балкарских писателей.
Возобновление работы балкарской группы, драмтеатра. Проблемы
возрождение культуры народа.
Тема 3-4 Улучшение материального положения народа.
Введение пенсионного обеспечения колхозников. Рост жилищного
строительства и оплаты труда колхозников. Общественная жизнь.
Успехи и трудности социально-экономического развития республики в
середине 60-х - середине 80-х.
Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.).
Научно-технический прогресс в промышленности. Рост численности
рабочих. Научно-технические кадры. Пополнение рабочего класса из
кореной национальности.
Развитие сельскохозяйственного производства. Передовые колхозы «Красная Нива», «Красный Кавказ», им. Шогенцукова, «Чегем», «Аргуцан».
Герои труда К.Тарчоков, Х..Хажметов, Ш. Муллаев, Х.Бгажноков, С. Атгоев,
А Кудряшева.
Просчеты и достижения.
Темя 5. Закон ВС РСФСР от 26 апреля 1991г. «О реабилитации
репрессированных
народов».
Постановление
Совета
МинистровПравительства Российской Федерации от 10 июня 1993 года №546 «О
социально-экономической поддержке балкарского народа».
Глава XV.(3ч). Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры.
Тема 1-3 Здравоохранения, туризм и альпинизм, физкультура и спорт.
Народное образование. Реформа системы школьного образования. Состояние
среднего специального и высшего образования.
Развитие науки.
Достижения в развитии исторической науки. Кабардино-Балкарский
госуниверсигет. Агромелиоративный, научно-исследовательский и
Высокогорный институты, Институты кукурузы, искусства, Горного и
предгорного садоводства, повышения квалификации, прикладной
математики информатики.
Тема 4-5. Литература и искусства
Писатели и поэты А. Кешоков - Герой Социалистического труда, К.Кулиевлауреат Ленинской премии, народный артист СССР и России Ю.Темирканов.
Музыкальный и драматический театр.
Ансамбли песни и танца. Развитие интернациональных связей.
Тема 6-7. Периодическая печать.

Книжно-издательская деятельность. Газеты и журналы. Возникновение
независимых издании.
Кабардино-Балкария на пороге XXI века: тенденции и перспективы развития
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«История КБР»
В результате изучения истории Кабардино-Балкарии ученик должен:
-показывать на карте стоянки первобытных людей каменного века, места их
расселения;
-описывать природные условия Центрального Кавказа, образ жизни
первобытных людей, их орудия труда и занятия;
-описывать памятники первобытной религии и искусства нашего региона ,
рассказывать о религиозных воззрениях предков кабардинцев (адыгов) и
балкарцев;
-называть хронологические рамки основных периодов, даты важных событии
древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии;
-показывать на карте, описывать основные археологические культуры нашего
региона, сравнивать их;
-характеризовать основные этнические и миграционные процессы,
протекавшие в данную эпоху на территории Центрального Кавказа;
-рассказывать о взаимоотношениях народов, населявший данный регион в
рассматриваемую эпоху (торговые, хозяйственные и культурные связи, войн,
нашествия, переселения народов);
-показывать на карте древнегреческие колонии, Синдику и Боспорское
царство, расселения и направления миграции народов Центрального Кавказа.
-называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и
Балкарии;
-показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев
миграции других народов, Тмутараканско княжества, генуэзские колонии;
-представлять жизнь и деятельность человека в средневековом адыгском и
балкарском обществах;
-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот
период, иметь представление об аграрном производстве, формах
землевладения у кабардинцев и балкарцев, • натуральном хозяйстве,
развитии ремесла и торговли;
-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и
Балкарии в эпоху средневековья;
-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп
кабардинского и балкарского обществ;
-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;
-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и
балкарцев в эпоху средневековья;
-иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших
Центральный Кавказ в эту эпоху, о политике соседних держав в этом регионе
-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и
Балкарии.

-показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения
Кабарды и Балкарии в состав России;
-представлять изменение жизни людей, населявших регион в новое время; представлять положение основных социальных групп местного населения в
новое время; -знать и характеризовать основные события политической
истории, называть основные даты;
-характеризовать основные причины, ход, итоги и последствия вхождения
Кабарды и Балкарии в состав России;
-понимать значение изменении в материальной и духовной культуре народов,
населявших регион в новое время, знать выдающихся представителей
культуры Кабарды и Балкарии того периода;
-знать основные причины, ход и результаты социальных выступлении в
Кабарде и Балкарии в новое время;
-уметь давать собственную интеграцию основным событиям эпохи.
-уметь характеризовать основные события политической истории региона в
данное время, роль в них отдельных личностей;
Выпуск получит возможность научится:
-понимать значение изменений в материальной и духовной культуры народов
Кавказа;
-представлять положение основных социальных групп Кабарды и Балкарии;
- иметь представление об аграрном производстве, формах землевладения у
кабардинцев и балкарцев, развитии ремесла и торговли;
-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и
Балкарии
- понимать значение изменений в материальной и духовной культуры
народов Кавказа;
-уметь характеризовать основные события политической истории региона в
данное время, роль в них отдельных личностей;
-характеризовать развитие материальной и духовной культуры;
-формировать чувства патриотизма уважения к прошлому своего народа.
-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп
кабардинского и балкарского обществ.
Критерии оценивания:
Отметка «5»
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма
программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с
помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной
речи.
4. Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ

Отметка "4"
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной
речи.
Отметка
"3"
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований
программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизменѐнные вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры устной речи.
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных
требований программы, отдельные представления об изученном
материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения
при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение
основных правил культуры устной речи.
Тематическое планирование
№

1.
2.

3.

4.

Наименование разделов и тем

к/ч

Вводный урок - Моя Кабардино-Балкария

1

Глава 1. Наш край в древности
Первобытнообщинный строй на территории
Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии.
Разложение первобытнообщинного строя и
возникновение эпохи военной демократии
Адыги в древности.
Адыги в средневековье. Формирование
адыгской культуры
Племена Центрального Кавказа в IV-XII века.
Происхождение балкарцев

3
1

1

1

к/
р

Глава 2. Наш край в XIII-XV века
5. Походы монголо-татар на Северный Кавказ.
Нашествие Тимура
6. Хозяйство местных жителей. Социальная
структура и политическое устройство Кабарды
и Балкарии
Глава 3. Кабарда и Балкария в XVI-XVIII века
7. Экономическое развитие в XVI-XVIII века.
Общественно-политический строй кабардинцев
и балкарцев
Глава 4. Политическое положение Кабарды и
Балкарии в XVI- XVIII века
8. Русско-кабардинские отношения в XVI веке.
Темрюк Идаров. Русско – кабардинские
отношения в XVIIвеке
9. Кабарда в системе международных отношений
XVIIIвеке. Кабарда и русско-турецкие войны.
10. Начало колониальной политики царизма во
второй половине XVIII. Русско-балкарские
отношения. Взаимоотношения кабардинцев и
балкарцев с соседними народами
Глава 5. Кабарда и Балкария в первой половине XIX
века
11. Экономическое развитие Кабарды и Балкарии.
Социальная структура и политическое устройство
12. Создание системы административноколониального управления. Борьба против
колониального гнета.
13. Усиление народно-освободительной борьбы
горцев Северного Кавказа. Русские писатели о
нашем крае. Наука, литература
14.1Промежуточная аттестация за первое
4полугодие. К/Р «С древнейших времен до
XVIIв
Глава 6. Кабарда и Балкария в пореформенный
период
15.1Земельная и административно-судебная реформа
560-70-х годов XIXвека. Развитие хозяйства
Кабарды и Балкарии в пореформенный период.
16.1Расслоение деревни. Русско-турецкая война 187761878 г.г.
17.1Славянские народы в Кабарде и Балкарии.
7

2
1

Глава VII Кабарда и Балкария в начале XX в.
18. Русско-японская война. Кабарда и Балкария в
период между двумя буржуазно-

3
1

1

1
1

4
1

1
1

3
1
1

1

1

3
1

1
1

демократическими революциями (1907-1917гг.).
Первая мировая война.
19. Кабарда и Балкария в период Февральской
революции
20. Просвещение, наука и литература.
Глава VIII Материальная культура и быт
кабардинцев и балкарцев.
21. Материальная культура. Духовная культура.
Общественный быт. Духовная культура.
Семейный быт.
Глава IX Кабарда и Балкария в 1917-1937гг.
22. Кабарда и Балкария в период Октябрьской
революции 1917г. Кабарда и Балкария в годы
Гражданской войны.
23. Кабарда и Балкария в годы нэпа (1920-1927гг.)
Глава X Материальное благосостояние и
культурный уровень населения.
24. Политические преобразования (1920-1941гг.)
Промышленное строительство. Коллективизация
сельского хозяйства
25. Уровень жизни. Развитие народного образования.
26. Образование Кабардино-Балкарской АССР
Глава XI Кабардино-Балкария в годы
Великой Отечественной войны.
27. Начало войны. Всѐ для фронта, всѐ для победы.
28. Кабардино-Балкария в период фашистской
оккупации. Сыны Кабардино-Балкарии в боях за
Родину.
Глава XII Насильственное выселение
балкарцев
29. Восстановление автономии балкарского народа.
Нарушение законности. Выселение балкарцев.
Жизнь и труд балкарцев в местах спецпоселения.
Восстановление автономии балкарского народа.
Глава XIII Кабардино-Балкария в 40-60-х г.
30. Восстановление народного хозяйства
республики. Улучшение благосостояния народа в
середине 50-60-х гг..
Глава XIV Развитие народного хозяйства в 6080-хгг.3ч
31. Социально-экономическое развитие с середины
60-х до начала 80-х гг. Промышленность.
Сельское хозяйство.
Глава XV Развитие здравоохранения, туризма,
спорта и культуры.6ч.

1
1
1
1

1
1

1
3
1

1
1
2
1
1

1
1

1
1

1
1

3

32. Здравоохранение. Туризм и альпинизм.
Физкультура и спорт. Народное образование.
Развитие науки. Литература, театр, искусство.
Музыкальное искусство.
33. Танцевальное искусство. Кабардино-Балкарский
ансамбль песни и пляски. Кабардино-Балкарская
Республика на современном этапе.
34. Итоговая промежуточная аттестация за второе
полугодие. Контрольная работа по всему курсу
итого

1

1

1
34

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2020г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
У МК по истории КБР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».