8- география -17 час. КБР 2024-25 (0,5)

Приложение 32 к ООП ООО (2.0)
Принято на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 31.08.2024г.
Согласовано с Советом родителей,
протокол №1 от 28.08.2024г.
Утверждено приказом директора № 54-3-ОД от
31.08.2024г.

Рабочая программа
учебного курса : «География КБР » в 8
на уровне основного общего образования

с.п.Урвань 2024год

классе

Пояснительная записка.
I. Вводная часть.
Рабочая программа по географии КБР на 2024/25 учебный год для
обучающихся 8 класса МКОУ СОШ с. п. Урвань разработана на основании:
*Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
*приказа Минпросвещения от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам- образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
*приказа Минобрнауки от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС
основного общего образования»;
*СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 №28;
* СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к
обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 №2;

*Программа по географии

КБР в 8 классе, составлена на основе :
Национального-регионального компонента государственного стандарта
основного общего образования для школ Кабардино-Балкарской
Республики; Положение о рабочей программе МКОУ СОШ с.п. Урвань по
учебному предмету (курсу) педагога.
*За основу взята примерная авторская программа под редакцией
Л.З.Емузовой и Р.А.Бураева : «Физическая география КБР» 8 класс.
*Программа предназначена для изучения учащимися средних школ КБР
географии своего края.
* В МКОУ СОШ с.п. Урвань на изучение курса : «Географии КБР 8
класс» отводится 17часов ( 0,5 час в неделю в полугодии), из них
практических работ-9, контрольных работ-1, экскурсия-1 час.
*Программа по географии КБР под редакцией: Емузовой Л.З. и Бураева Р.А.
взята с небольшими изменениями в практической части.
*Главная задача курса в 8 классе :изучение природы Кабардино-Балкарии.
УМК:
Учебники:
8 класс- « Георафия КБР. Физическая география».
1. Л. З. Емузова. География КБР. Физическая география 8-класс..- М. :Дрофа,
2019год ; 2/Интернет-ресурсы;

3. Рабочая тетрадь к этому учебнику под редакцией /Т.А. Карташевой и С.В.
Курчина. -М.:Дрофа. 2019-.: с иллюстрациями и заданиями.
4. Географический атлас КБР 8-9 класс.
Программа состоит:
1. Вводная часть;
2.Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учащимися (выпускниками) основной школы программы по « Географии
КБР »;
3. Содержание учебного материала
4. Тематическое планирование;
5. Календарно-тематическое планирование.
6. Приложения к программе (темы проектов, темы творческих работ и тд);
II. Планируемые результаты освоения географии КБР в
8классе.
В соответствии с требованиями, установленными программой изучения
географии КБР в 8 классе.
Учащиеся должны знать и уметь:
 основные средства и методы получения географической информации:
 субъекты Российской Федерации; КБР;
 пограничные государств;
 особенности
географического положения,
размеры территории,
протяженность морских и сухопутных границ России; КБР;
 границы часовых поясов:
 основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически
опасные территории;
 климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и
антициклонах;
 распределение рек страны по территории республики;
 основные области современного оледенения и крупные ледники:
 зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации
земель в разных зонах и регионах;
 основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и
нерационального использования;
 важнейшие природно-хозяйственные объекты страны,
в том
числе
центры:
промышленные, транспортные, научноинформационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурноисторические, районы нового освоения, старопромышленные и
депрессивные:
 народы, наиболее распространенные языки, религии;
 примеры рационального и нерационального размещения производства;
 объекты Всемирного культурного и природного наследия России
(список ЮНЕСКО);КБР;

 районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений
(засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
 экологически неблагополучные районы России: КБР;
 маршруты и территории
первооткрывателей и исследователей
территории России.;КБР;
2. Определять (измерять):
 географическое положение объектов;
 разницу в поясном времени территорий;
 погоду по синоптической карте;
 параметры природных и социально-экономических объектов и явлений
по различным источникам информации.
3. Описывать:
 географическое положение
страны,
отдельных регионов и
географических объектов, его виды (экономико-географическое,
геополитическое и т. д.);
 образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из
районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского,
транспортного или рекреационного строительства;
 особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
 роль
географических
знаний
в
решении
социальноэкономических, экологических проблем
 страны;
 влияние географического положения на особенности природы,
хозяйства и жизни населения России; КБР;
 образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения
наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
 образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их
влияние на состояние погоды, образование смога;
 влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
 как составляют прогноз погоды;
 распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние
природных комплексов и освоение территории человеком;
 почвообразовательные
процессы,
особенности растительного и
животного мира природных зон;
 причины возникновения опасных природных явлений, их
распространение на территории страны;
 разнообразие природных комплексов на территории страны;
 различия в естественном приросте населения, темпах его роста и
уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций,
образование и развитие разных форм городского и сельского
расселения ;КБР;
 изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми
комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности

размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию
районов, факторы и условия размещения предприятий;
 особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов,
различия в уровнях их социально-экономического развития;
 роль географического фактора в развитии человеческого общества на
примере РФ;КБР;
 уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и
культуры;
 причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
 особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов
хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления
человека к окружающей среде в разных географических условиях;
 объяснять
причины
географических
явлений на основе
применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон»,
«антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»;
"мелиорация ":
«агломерация»;
«мегаполис »; «трудовые
ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;
«кооперирование';
«комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
5. Оценивать и прогнозировать:
 природно-ресурсный потенциал страны, региона;
 экологическую ситуацию в стране, регионе
 изменения природных и социально-экономических объектов под
воздействием природных и антропогенных факторов;
 изменния в численности населения, изменения соотношения
городского и сельского населения, развитие системы городских
поселений;
 развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей
местности.
Учащиеся должны знать и уметь показывать на карте России и КБР:
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Познакомиться с
науками , изучающими земную кору. Сформировать представление о
геохронологической таблице,
знать о геологическом летоисчислении.
Познакомить с понятиями : эра, период. Учить работать с картами и
компьютером , таблицами.
Изучить состав полезных ископаемых и особенности их размещения в
земной коре. Познакомить с экологическими проблемами , связанными с
добычей переработкой полезных ископаемых.
С влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа.
Рассмотреть виды стихийных явлений, причины их возникновения.
Рассказать о влиянии человека на природу и рельеф. Уметь определять:

Факторы, определяющие особенности климата России и КБР.
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Обучающийся научится:
*различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной
России и КБР;
*оценивать воздействие географического положения КБР и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
*использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в
поясном времени территорий в контексте реальной жизни;;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий КБР;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий КБР;
• использовать знания об особенностях компонентов природы КБР и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах территорий КБР для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
*оценивать возможные в будущем изменения географического положения
КБР, обусловленные мировыми геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
КБР ,результаты изменения этих компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа КБР;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты КБР.
III. Содержание учебного курса за 8 класс.
«География Кабардино-Балкарии : « Физическая география КабардиноБалкарской Республики. » 8- класс под редакцией Емузовой Л.А 2017Г.

При составлении данной программы использовалась : авторская программа
по географии КБР 8-9 кл.\под редакцией Емузовой Л.З. и Р.А. Бураева ,
2017г.
Составлена по их учебнику: « Физическая география КБР».
Количество часов:-17 ч, в неделю-1час; практических работ-10,
контрольных работ -1 ; экскурсия-1ч.
Главные задачи данного курса:
Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории
Кабардино-Балкарии. Природой и полезными ископаемыми республики.
Введения—1ч.
Глава1. Географическое положение КБР.-1ч.
Что изучает физическая география КБР. Соседние республики.
Практическая работа с атласом и контурной картой.
Продолжить работу по умению пользоваться картами и справочными
материалами.
Проводить работу с учебником и атласом. В рабочих тетрадях выполнить
практическую работу.
Глава 2.Геологическое строение и полезные ископаемые КБР-2ч
Изучить историю географического развития Кавказа.
Границы КБР. Рельеф.
Полезные ископаемые на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Запасы, добыча и размещение.
Практическая работа атласом и контурной картой.
Провести обобщающий урок по теме: «Геологическое строение и полезные
ископаемые КБР».
Глава 3. Климат. Внутренние воды КБР -3ч.
Климат и времена года.
Климатообразующие факторы. Давать характеристику климату используя
карты и учебный материал.
Составить таблицы по временам года(практикум в учебнике).
Провести обобщающий урок по теме: «Климат и времена года».
Внутренние воды.
Что такое река?. Показывать по физической карте КБР и России –реки и
крупные озера. Значение ледников для нашей республики. В тетрадях
провести практическую работу по темам: реки. Озѐра .
Ледники ,подземные ,минеральные воды и оросительные каналы .
Глава 4. Почвы. Растительность -3 ч
Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную
деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными и отрицательным
влиянием на природу человека.
История развития почвы на территории КБР. Практическая работа в тетради«зональная характеристика почв КБР». С помощью карт определить тип почв
на территории- Урванского района и с.п.Урвань
Провести практическую работу на контурной карте.

История развития растительности Кавказа и КБР. Зональная характеристика
растений на территории КБР. Практическая работа с использованием
учебника, карты растительности КБР.
Глава 5. Животный мир-2ч.
Зональная характеристика животного мира КБР. Практическая работа по
теме «Животный мир КБР». Составить таблицу в тетради. Обобщающий
урок по всей теме «Растительность и животный мир КБР».
Глава 6. Стихийные природные явления-2ч.
Дать характеристику неблагоприятным климатическим явлениям на
территории КБР. Стихийные процессы в горах. Практикум.
Глава 7. Экологическая оценка отдельных компонентов природы---1ч.
Состояние и экологическая оценка природы КБР. Провести открытый урок
по данной теме. Просмотр видеофильма.
Глава 8. Форма охраны природы.-2ч.
Промежуточная итоговая аттестация за 1- полугодие-1 час.
Заповедники, заказники и памятники природы.
Промежуточная итоговая аттестация за год----1 час.
Резерв времен--1ч. Экскурсия на природу.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
« ГЕОГРАФИЯ КБР. 8 КЛАСС» 17 часов

№

Тема
8 класс

Количество
часов

В том числе:
практические
работы

1

4

Глава1
1
Введение Географическое положение
Кабардино- Балкарии.
Что изучает физическая география КБР
Глава 2.
2
Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые.
Глава3. Климат. Внутренние воды.
3

5

Глава 4. Почвы. Растительность

3

1

6

Глава 5. Животный мир.

2

1

7

Глава 6. Стихийные природные явления

2

1

8

Глава 7. Экологическая оценка
компонентов природы
Тема 8. Форма охраны природы

1

1

2

1

1

1 контрольная
работа

1-2.

3

9

10 Промежуточная аттестация.
11

Резерв. Экскурсия

1

Общее количество часов по программе –
в 8 классе

17ч

1

1

9 ч(8 пр, 1к/р)

Приложение №1.
Практические работы в 8 классе (оценочные)---9
№ Тема практической работы
1.
2.
3.

4.

5.

Характеристика географического положения КБР и России.
Сравнить ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России и КБР.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на
примере отдельных территорий.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса, выявление особенностей
распределения средних температур января и июля, годового
количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для
различных пунктов. Составление прогноза погоды.

6.

7.

8.

9.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов
(КБР) страны для характеристики условий жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Дать характеристики одной из рек с использованием тематических
карт и климатограмм , определение возможностей еѐ
хозяйственного использования.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по
выбору) на основе анализа общегеографических и тематических
карт.
Определение по картам и статистическим материалам крупных
народов и особенностей их размещения, сопоставление с
административно-территориальным делением РФ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».