Приложение 7 к ООП СОО (3.0)
Принято на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 31.08.2024г.
Согласовано с Советом родителей,
протокол №1 от 28.08.2024г.
Утверждено приказом директора № 54-3-ОД от
31.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (балкарский)»
«Базовый уровень» для обучающихся 10– 11 классов
с.п. Урвань – 2024
2.1.7. Рабочая программа по учебному предмету «Родной (балкарский)
язык».
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (балкарский) язык»
(предметная область «Родной язык и родная литература») (далее
соответственно – программа по родному (балкарскому) языку, родной
(балкарский) язык, балкарский язык) разработана для обучающихся,
владеющих родным (балкарским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (балкарскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(балкарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (балкарскому) языку на уровне среднего общего
образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Изучение предмета «Родной (балкарский) язык» играет важную роль в
реализации основных целевых установок среднего общего образования:
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании
способности к организации своей деятельности, духовно- нравственном
развитии и воспитании обучающихся.
В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык»
обучающиеся научатся использовать балкарский язык как средство общения,
познания мира и культуры балкарского народа в сравнении с культурой других
народов. Сравнительное изучение культур, общепринятых человеческих и
базовых национальных ценностей будет способствовать формированию
гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой край и
многонациональную страну, поможет лучше осознать свою этническую и
гражданскую принадлежность, воспитает уважительное отношение к другим
народам.
В содержании программы по родному (балкарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: речь, речевое общение и культура речи
(направлена на сознательное формирование навыков речевого общения), язык,
общие сведения о языке, разделы науки о языке (включает разделы,
2
отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых
единиц).
Изучение родного (балкарского) языка направлено на достижение
следующих целей:
обеспечение языковой и культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей балкарского языка;
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных
умений и культуры речи на балкарском языке;
расширение знаний о специфике балкарского языка, основных языковых
единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности и способности к
взаимопониманию в поликультурном многоконфессиональном обществе.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(балкарского) языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в
11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание обучения в 10 классе.
Общие сведения о языке.
Общие сведения о балкарском языке. Балкарский литературный язык.
Значение родного языка, расширение его функций. Известные балкарские
языковеды тюркологи.
Язык и речь. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование, говорение, письмо.
. Фонетика. Орфография. Орфоэпия
Основные фонетические единицы: звук, слог, слово, фраза. Понятие о
фонеме. Гласные и согласные звуки балкарского языка. Исконно балкарские
звуки и звуки, вошедшие из русского языка, мягкий и твёрдый знаки.
Гласные звуки. Закон сингармонизма. Губная гармония и нёбная
гармония.
Согласные звуки. Классификация согласных в балкарском языке. Слог.
Особенности деления слов на слоги в балкарском языке.
Ударение. Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в балкарском языке. Интонация.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного балкарского языка.
Орфография. Принципы балкарской орфографии. Орфография как
система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и
согласных в составе морфем. Перенос слов. Орфографические словари и
справочники.
Лексикология.
Словарный состав балкарского языка. Слово, его лексическое и
грамматическое значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и
переносное значение слова.
Синонимы, омонимы и антонимы как средства языковой
3
выразительности.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу
употребления.
Устаревшая лексика и неологизмы.Историзмы и архаизмы.
Термины и профессионализмы. Диалектные слова.
Фразеологические
единицы и их употребление. Особенности
употребления фразеологизмов в речи.
Морфемика и словообразование.
Основные понятия морфемики и словообразования.
Состав слова. Корень, суффиксы. Словообразующие, формообразующие,
словоизменяющие суффиксы.
Морфемный разбор слова.
Способы словообразования в балкарском языке Образование новых слов
при помощи аффиксов.
Сложные слова,
способы их образования. Словообразовательный
разбор.
Морфология.
Морфология как раздел грамматики. Основные понятия морфологии.
Обобщающее
повторение
морфологии
балкарского
языка.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в балкарском языке. Самостоятельные и служебные
части речи.
Имя существительное как часть речи, его лексическое значение,
морфологические свойства, синтаксические функции. Лексико- грамматические
разряды существительного. Собственные и нарицательные имена
существительные. Грамматические категории имени существительного: число,
падеж. Склонение имён существительных. Существительные,
имеющие
форму
только
единственного или только множественного числа.
Синтаксические функции существительного.
Имя прилагательное как часть речи, морфологические свойства,
синтаксические функции. Способы образования прилагательных. Степени
сравнения прилагательных балкарского языка, их образование и
грамматические признаки. Синтаксические функции прилагательного.
Числительное как часть речи, его морфологические свойства,
синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению.
Грамматические признаки числительных. Склонение числительных.
Местоимение как часть речи, его морфологические свойства,
синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и
грамматическим признакам. Склонение местоимений. Синтаксическая функция
местоимений.
Наречие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Способы словообразования
4
наречий. Правописание сложных наречий.
Глагол как самостоятельная часть речи, его морфологические свойства,
категория числа, лица, синтаксические функции. Простые и сложные глаголы.
Способы образования сложных глаголов. Вспомогательные глаголы.
Наклонение глаголов: изъявительное, повелительное, условное, желательное,
сослагательное. Времена глагола. Настоящее время. Прошедшее время.
Будущее время. Залоги глаголов. Изменение глаголов балкарского языка по
лицам, по числам. Способы образования глаголов. Правописание сложных
глаголов.
Причастие как особая форма глагола: значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль. Образование причастий. Причастный оборот.
Правописание причастий. Обособление причастных оборотов. Синтаксические
функции причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль. Правописание деепричастий. Знаки
препинания
при деепричастных оборотах.
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их
отличия от самостоятельных частей речи.
Союзы как служебные части речи. Виды союзов по структуре,
происхождению, способу использования в предложении. Использование
союзов в простом и сложном предложении: сочинительные и
подчинительные союзы. Союзы и соединительные слова.
Частицы как служебные части речи. Разряды частиц по значению.
Правописание частиц в предложении.
Послелоги как служебные части речи. Разряды послелогов по значению.
Производные и непроизводные послелоги. Правописание послелогов в
предложении.
Модальные слова.
Междометие как особая часть речи. Группы междометий по значению.
Звукоподражательные слова.
Правописание междометий и звукоподражательных слов.
Содержание обучения в 11 классе.
Общие сведения о языке.
История развития балкарского языка.
Отражение в языке культуры и истории народа. Межкультурная
коммуникация: общее представление.
Язык художественной литературы и его отличие от других
разновидностей современного балкарского языка. Основные признаки
художественной речи: образность, широкое использование изобразительновыразительных средств, а также языковых средств других функциональных
разновидностей языка.
5
Речь, речевое общение и культура речи.
Культура речи. Речевой этикет: правила и нормы.
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный,
коммуникативный
и
этический.
Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Синтаксис.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы.
Словосочетание. Классификация словосочетаний.
Понятие
о предложении. Основные признаки предложения.
Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Синтаксис простого предложения. Интонация и её роль в предложении.
Понятие об осложнённых предложениях балкарского языка.
Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки
препинания при однородных членах предложения. Однородные и
неоднородные определения. Обособленные определения. Синонимия простых
предложений.
Сложное предложение. Повторение. Виды сложных предложений.
Сложносочинённые
предложения.
Знаки
препинания
в
сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённые
предложения.
Основные
группы
сложноподчинённых предложений: сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными, с придаточными определительными, с
придаточными обстоятельственными.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним
придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с
несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного
предложения.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. Знаки
препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки
препинания при цитатах.
Стилистика.
Планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
6
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание
личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
7
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному (балкарскому) языку;
физического воспитания:
сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного
(балкарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному
(балкарскому) языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по родному (балкарскому) языку у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающийсформированность:
8
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения полученной информации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
9
ситуациях,
в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией,
общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У
обучающегося
будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками получения информации, в том числе
лингвистической,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации
и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
10
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других
людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместнойдеятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в
11
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родному (балкарскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К
концу10 класса обучающийся научится:
объяснять значение родного языка и расширение его функций; называть
имена известных балкарских языковедов;
определять понятия языка и речи; описывать виды речевой деятельности
(чтение, аудирование, говорение, письмо), характеризовать монологическую и
диалогическую речь;
объяснять место балкарского языка среди тюркских языков;
говорить и писать на балкарском литературном языке, уместно
употреблять
элементы
территориально-диалектных
и
социальнопрофессиональных разновидностей балкарского языка;
владеть понятиями фонетики, понимать смыслоразличительную функцию
звука, распознавать гласные и согласные, их сильные и слабые позиции,
учитывать закон сингармонизма, проводить фонетический анализ слова;
овладевать понятиями лексикологии, понимать различие лексического и
грамматического значений слова;
понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в
процессах формообразования и словообразования, распознавать морфемы
(корень, основу слова, префикс, суффикс и окончание слова);
образовывать разные слова от одного корня при помощи аффиксов,
опознавать
однокоренные
слова,
различать
словообразующие
и
формообразующие морфемы, выполнять морфемный разбор слова;
соблюдать произносительные нормы во время говорения; особенности
произношения грамматических форм иноязычных слов;
использовать различные виды словарей;
проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных
частей
речи,
характеризовать
общие
грамматические
значения,
морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их
синтаксические функции;
различать и определять грамматические признаки и синтаксические
функции
частей
речи;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации, соблюдать в речевом общении основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного балкарского языка.
Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу
12
11 класса обучающийся научится:
понимать связи языка и истории, культуры балкарского и других народов;
правильно строить предложения с обособленными членами,
придаточными частями;
использовать грамматические синонимы в речи, их стилистические и
смысловые возможности;
различать виды предложений по наличию одного или двух главных
членов;
определять осложнённые предложения, предложения с обособленными
второстепенными членами, обращениями, вводными словами, вставными
конструкциями, правильно расставлять знаки препинания в них;
различать предложения с однородными членами; определять вид
сложного предложения;
производить структурно-смысловой анализ предложений, различать
изученные виды простых предложений;
владеть приёмами передачи на письме прямой и косвенной речи;
основам деловой переписки;
использовать в работе научные труды по синтаксису и пунктуации
балкарских учёных (тюркологов);
читать и понимать простые аутентичные тексты различных жанров
(рассказы, газетные статьи, рекламные объявления, брошюры);
определять стиль текста (художественный, научный и другие) и его
признаки, работать с текстами разных типов, стилей и жанров;
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
извлекать необходимую информацию из различных источников, находить
и исправлять речевые ошибки в собственных и предложенных для анализа
текстах, составлять тексты разных типов, определять языковые признаки
научного стиля речи;
использовать изобразительно-выразительные средства родного языка;
применять виды информационной переработки текста (план, тезисы,
выписки);
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей.
Функциональные
стили:
научный,
официально-деловой,
публицистический, разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного балкарского языка.
13
10 класс – 68 ч.
Тема,
раздел
курса
Программное содержание
Общие
сведения о
языке
Общие сведения о
балкарском языке.
Балкарский литературный
язык. Значение родного
языка, расширение его
функций. Известные
балкарские языковеды
тюркологи.
Язык и речь. Речь как
деятельность. Виды речевой
деятельности: чтение,
аудирование, говорение,
Кол-во Дик
ч
тан
т
4
1
Изл
ож.
Тест Про Электронн
ект ый
(цифровой
)образоват
ельный
ресурс
2
http://book.
cnppm.ru/b
10/
14
письмо.
Фонетика.
Орфограф
ия.
Орфоэпия.
Лексикол
огия.
Основные фонетические
единицы: звук, слог, слово,
фраза. Понятие о фонеме.
Гласные и согласные звуки
балкарского языка. Исконно
балкарские звуки и звуки,
вошедшие из русского
языка, мягкий и твѐрдый
знаки.
Гласные звуки. Закон
сингармонизма. Губная
гармония и нѐбная
гармония.
Согласные звуки.
Классификация согласных в
балкарском языке. Слог.
Особенности деления слов
на слоги в балкарском
языке.
Ударение. Основные нормы
современного
литературного
произношения и ударения в
балкарском языке.
Интонация.
Орфоэпия. Орфоэпические
нормы современного
балкарского языка.
Орфография. Принципы
балкарской орфографии.
Орфография как система
правил правописания.
Понятие орфограммы.
Правописание гласных и
согласных
в составе морфем. Перенос
слов. Орфографические
словари и справочники.
11
Словарный состав
балкарского языка.
Слово, его лексическое и
грамматическое значение.
14
1
1
http://book.
cnppm.ru/b
10/
1
2
http://book.
cnppm.ru/b
10/
15
Однозначность и
многозначность слов.
Прямое и переносное
значение слова.
Синонимы, омонимы и
антонимы как средства
языковой выразительности.
Лексика
общеупотребительная и
лексика, имеющая
ограниченную сферу
употребления.
Устаревшая лексика и
неологизмы. Историзмы и
архаизмы. Термины и
профессионализмы.
Диалектные слова.
Фразеологические единицы
и их употребление.
Особенности употребления
фразеологизмов в речи.
Морфемик
аи
словообра
зование.
Основные понятия
морфемики и
словообразования.
Состав
слова. Корень,
суффиксы.
Словообразующие,
формообразующие,
словоизменяющие
суффиксы.
Морфемный разбор слова.
Способы словообразования
в балкарском языке
Образование новых слов
при помощи аффиксов.
Сложные
слова,
способы их образования.
Словообразовательный
разбор.
13
Морфолог
Морфология как раздел
22
1
http://book.
cnppm.ru/b
10/
16
ия.
грамматики. Основные
понятия морфологии.
Имя существительное как
часть речи, его лексическое
значение, морфологические
свойства, синтаксические
функции. Лексикограмматические разряды
существительного.
Собственные и
нарицательные имена
существительные.
Грамматические категории
имени существительного:
число, падеж. Склонение
имѐн существительных.
Существительные,
имеющие форму только
единственного или только
множественного числа.
Синтаксические функции
существительного.
Имя прилагательное как
часть речи,
морфологические свойства,
синтаксические функции.
Способы образования
прилагательных. Степени
сравнения прилагательных
балкарского языка, их
образование и
грамматические признаки.
Синтаксические функции
прилагательного.
Числительное как часть
речи, его морфологические
свойства, синтаксические
функции. Разряды
числительных по значению
и строению.
Грамматические признаки
числительных. Склонение
числительных.
Местоимение как часть
речи, его морфологические
http://book.
cnppm.ru/b
10/
17
свойства, синтаксические
функции. Разряды
местоимений по значению и
грамматическим признакам.
Склонение местоимений.
Синтаксическая функция
местоимений.
Наречие: значение,
морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Разряды наречий. Степени
сравнения наречий.
Способы словообразования
наречий. Правописание
сложных наречий.
Глагол как самостоятельная
часть речи, его
морфологические свойства,
категория числа, лица,
синтаксические функции.
Простые и сложные
глаголы. Способы
образования сложных
глаголов.
Причастие как особая
форма глагола: значение,
морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Образование причастий.
Причастный оборот.
Правописание причастий.
Обособление причастных
оборотов. Синтаксические
функции причастий.
Деепричастие как особая
форма глагола: значение,
морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Правописание
деепричастий. Знаки
препинания
при деепричастных
оборотах.
Служебные части речи.
Общая характеристика
18
служебных частей речи, их
отличия от
самостоятельных частей
речи.
Союзы как служебные
части речи.
Послелоги как служебные
части речи. Разряды
послелогов по значению.
Производные и
непроизводные
послелоги. Правописание
послелогов в предложении.
Модальные слова.
Междометие как особая
часть речи. Группы
междометий по значению.
Звукоподражательные
слова.
Правописание междометий
и звукоподражательных
слов.
Годовой контрольный диктант
Повторение (резервное время)
Итого
2
2
68
3
4
2
2
11 класс –68 ч.
Тема, раздел
курса
Общие
сведения о
языке.
Программное
содержание
История развития
балкарского языка.
Отражение в языке
Колво
часов
13
Дикт
ант
Изло
ж.
1
2
Тест
Про
ект
Электро
нный
(цифров
ой)обра
зовател
ьный
ресурс
http://bo
ok.cnpp
19
культуры и истории
народа. Межкультурная
коммуникация: общее
представление.
Язык художественной
литературы и его
отличие от других
разновидностей
современного
балкарского языка.
Основные признаки
художественной речи:
образность, широкое
использование
изобразительновыразительных средств,
а также языковых
средств других
функциональных
разновидностей языка.
Речь, речевое
общение
и
культура
речи.
Культура речи. Речевой
этикет: правила и
нормы.
Культура речи как
раздел лингвистики.
Основные аспекты
культуры речи:
нормативный,
коммуникативный и
этический.
Коммуникативная
целесообразность,
уместность, точность,
ясность,
выразительность речи.
Оценка
коммуникативных
качеств и эффективности
речи.
Синтаксис.
Основные понятия
синтаксиса и
пунктуации. Основные
синтаксические
m.ru/b10
/page/2/
16
1
2
1
http://bo
ok.cnpp
m.ru/b10
/page/2/
23
1
http://bo
ok.cnpp
m.ru/b10
20
единицы.
Словосочетание.
Классификация
словосочетаний.
Понятие о предложении.
Основные признаки
предложения.
Классификация
предложений.
Предложения простые и
сложные.
Синтаксис простого
предложения.
Интонация и еѐ роль в
предложении. Понятие
об осложнѐнных
предложениях
балкарского языка.
Однородные члены
предложения и
пунктуация при них.
Знаки препинания при
однородных членах
предложения.
Однородные и
неоднородные
определения.
Обособленные
определения.
Синонимия простых
предложений.
Сложное предложение.
Повторение. Виды
сложных предложений.
Сложносочинѐнные
предложения. Знаки
препинания в
сложносочинѐнных
предложениях.
Сложноподчинѐнные
предложения. Основные
группы
сложноподчинѐнных
предложений:
сложноподчинѐнные
/page/2/
21
предложения с
придаточными
изъяснительными, с
придаточными
определительными, с
придаточными
обстоятельственными.
Знаки препинания в
сложноподчинѐнных
предложениях с одним
придаточным. Знаки
препинания в
сложноподчинѐнных
предложениях с
несколькими
придаточными.
Бессоюзные сложные
предложения. Знаки
препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
Синтаксический разбор
бессоюзного сложного
предложения.
Синонимия разных
типов сложного
предложения.
Прямая и косвенная
речь. Способы передачи
чужой речи. Знаки
препинания при прямой
речи. Знаки препинания
при диалоге. Знаки
препинания при цитатах.
Стилистика.
Публицистический
стиль. Научный стиль.
Литературный стиль.
Разговорный стиль.
Годовой контрольный диктант
Повторение (резервное время)
12
http://bo
ok.cnpp
m.ru/b10
/page/2/
2
2
68
22
Учебно-методическая литература
1.
Ахматов И. Х., Ахматова М. А., Додуева А. Т., Кетенчиев М. Б.,
Киштикова Л. Х., Мизиев А. М., Хуболов С. М. Морфология балкарского
языка (на балк. яз.). Учебник для студентов. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых,
2005. – 203 с.
2.
Ахматов И. Х., Кетенчиев М. Б. Таблицы по синтаксису балкарского языка
(на балк. яз.). – Нальчик: Эльбрус, 2003. – 53 с.
3.
Ахматова М. А. Филологический анализ текста. Учебное пособие. –
Нальчик, 2017. – 94 с.
4.
Гузеев Ж. М. Школда малкъар тилни окъутууну проблемалары:
Устазлагъа бла студентлеге окъуу пособие. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 224 с.
5.
Гузеев Ж. М., Башиев Х. Л. Къарачай-малкъар тилде диалектизмле эм
аланы тюрлюлери. Методика эсгертиуле. – Нальчик, 2011. –20 с.
6.
Гузеев Ж. М., Созаев А. Б. Лингвистические основы обучениярусской
орфоэпии в балкарской школе. – Нальчик: Эльбрус, 2009. – 187 с.
7.
Гузееев Ж. М. Бусагъатдагъы къарачай-малкъар литература тил.1-чи
кесеги. – Нальчик: Эльбрус, 1998. – 304 с.
8.
Гузеев Ж. М. Бусагъатдагъы къарачай-малкъар тил. 2-чи кесеги.
Морфемика, морфонология, сѐз къурау. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – 294 с.
9.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни тинтиуню тарыхы эм
проблемалары. – Нальчик, 2011. – 178 с.
10.
Гузеев Ж. М. Карачаево-балкарская фонетика. – Нальчик: КБНЦРАН. –
11.
Деваева З. Д. Ойнай билим алабыз. – Нальчик: Эльбрус, 2013. –
240 с.
23
98 с.
12.
Джуртубаев
М.
Ч.
Этический
кодекс
карачаево-балкарского
народа. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 576 с.
13.
Додуланы
А.
Т.,
Ахматланы
М.
А.
Къарачай-малкъар
тилни
морфологиясын школда эм вузда окъутууну теориясы эм методикасы. – Нальчик, 2018.
– 160 с.
14.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании:
Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.:Дрофа, 2007. – 312 с.
15.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г.
Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
16.
Кетенчиев М. Б. Къарачай-малкъар тилде ат айтымланы форма магъана
жаны бла тинтиу. Окъуу пособие. – Нальчик, 1996. – 206 с.
17.
Кетенчиев М. Б. Къарачай-малкъар тилде болуш формаланы магъаналары
(теория материалны билиуге методика эсгертиуле). – Нальчик: КБГУ, 2011. – 56 с.
18.
Кетенчиев М. Б. Словосочетание и простое предложение в балкарском
языке: учебное пособие. – Нальчик: КБГУ, 2014. – 21 с.
19.
Кетенчиев М. Б. Малкъар тилни синтаксисинден ишле эм аланы тамамлау
жаны бла методика эсгертиуле (сѐз тутуш). – Нальчик: Каб.-Балк. унт, 2013. – 23 с.
20.
Кетенчиев М. Б., Хуболов С. М., Узденова Ф. Т. Родной (балкарский)
язык. Сборник упражнений. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. – 41 с.
21.
Колеченко
А.
К.
Энциклопедия
педагогических
технологий:
пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 368 с.
22.
Толгурова П. Н. 5-11 класслагъа малкъар тилден жызыу ишлени
жыйымдыгъы. – Нальчик: Книга, 2011. – 196 с.
23.
Соттаева Л. Б. Жаздырмала бла эсденжазмала жыйымдыгъы. 5-11
класслагъа. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 128 с.
24.
Улаков М. З. Современный балкарский язык. Часть 1. – Нальчик:ООО
«Печатный двор», 2016. – 442 с.
25.
Улаков М. З. Современный балкарский язык. Часть 2. – Нальчик:ООО
«Печатный двор», 2016. – 480 с.
26.
Современные средства оценивания результатов обучения
в школе:
Учебное пособие / Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина и др. – М.: Педагогическое
24
общество России, 2013. – 192 с.
27.
Хуболов С. М. Именные части речи в тюркских языках. – Нальчик, 2015. –
78 с.
Словари
28.
Башиева
С.
К.,
Жарашуева
З.
К.
Малкъар
тилни
школфразеология сѐзлюгю. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 317 с.
29.
Гузеев Ж.
М.
Малкъар
тилни
школ
ангылатма
сѐзлюгю.
30.
Гузеев Ж. М. Малкъар-орус школ сѐзлюк. – Нальчик: Эльбрус,2003. –
31.
Гузеев Ж.
32.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни омонимлерини сѐзлюгю. –М.: ООО
–Нальчи
350 с.
М.
Малкъар
тилни
школ
ангылатма
сѐзлюгю.
«КосмоПолиграф», 2013. – 492 с.
33.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни синонимлерини сѐзлюгю.
– Нальчик: ООО «Печатный двор», 2017. – 558 с.
34.
Гузеев
Ж.
М.,
Махийланы
Л.
Х.
Къарачай-малкъар
тилниантонимлерини сѐзлюгю. – Нальчик, 2016. – 272 с.
35.
Гузеев Ж. М., Махиева Л. Х. Къарачай-малкъар тилни малкъар (ц
/ з) диалектини къысха сѐзлюгю. – Нальчик: КБНЦ РАН, 2015. – 150 с.
36.
Гузеев Ж. М., Созаев Б. Т. Малкъар тилни окъуу орфография
сѐзлюгю. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 336 с.
37.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни синонимлерини сѐзлюгю.
– Нальчик: ООО «Печатный двор», 2017. – 558 с.
38.
Жарашуева З. К. Къарачай-малкъар тилни фразеология сѐзлюгю.
– Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. – 476 с.
Балкарско-русский словарь / под ред. Э. Р. Тенишева, Х. И.
Суюнчева. – М.: Русский язык, 1989. – 838 с.
39.
40.
Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ I. А –Ж. –
Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 1996. – 1118 с.
41.
Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ II. З –Р. –
Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2002. – 1170 c.
42.
Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ III. С –Я. –
Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2005. – 1158 с.
43.
Отаров И. М., Габаева А. Б. Русско-балкарский толковый словарь
25
–Нальчи
отраслевой лексики. – Нальчик: Эльбрус, 2000. – 200 с.
44.
Улаков
М.
З.,
Махиева
Л.
Х.
Балкарско-русский
словарьлингвистических терминов. – Нальчик, Эльбрус, 2008. – 408 с.
45.
Хапаев С. А. Географические названия Карачая и Балкарии. – М.:
Эльбрусоид, 2013. – 576 с.
Информационные ресурсы
46.
Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф/ (дата обращения: 05.12.2020).
47.
Единое
окно
доступа
к
информационным
ресурсам
//
URL:
http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.77 (дата обращения: 05.12.2020).
48.
Сайт «Народы мира – политически этнографический справочник»
// URL: http://nation.geoman.ru. (дата обращения: 05.12.2020).
49.
Сайт «Эльбрусоид» // URL: http://www.elbrusoid.org/ (дата обращения:
05.12.2020).
26