Приложение 8 к ООП СОО (3.0)
Принято на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 31.08.2024г.
Согласовано с Советом родителей,
протокол №1 от 28.08.2024г.
Утверждено приказом директора № 54-3-ОД от
31.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (балкарская)»
«Базовый уровень» для обучающихся 10– 11 классов
с.п. Урвань – 2023
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (балкарская)
литература».
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (балкарская)
литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее
соответственно – программа по родной (балкарской) литературе, родная
(балкарская) литература) разработана для обучающихся, владеющих родным
(балкарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родной
(балкарской) литературе.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(балкарской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной (балкарской)
литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родной (балкарской) литературе разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Программа составлена с учѐтом преемственности с программами
начального общего образования и основного общего образования. Курс родной
(балкарской) литературы в 10–11 классах имеет ряд особенностей: обращение
к литературно-фольклорным взаимосвязям, установление связей между
произведением, творчеством писателя, историческим и литературным
процессом, включение вопросов диалога литературной истории и
современности, контекстуальное и сравнительно-сопоставительное изучение
произведений в контексте творчества писателя и исторического периода. Такой
подход к изучению предмета родная (балкарская) литература позволяет
осознать еѐ самобытность и место в ряду русской и мировой литератур.
Особое место в программе 10–11 классов отводится произведениям, в
которых присутствуют нестандартность художественного мышления, эпическая
широта, глубокий психологизм, многосюжетность, синтез исторического,
философского и мифологического, неоднозначность идейно- философских
трактовок национальной истории, тема сохранения исторической памяти как
необходимого условия сохранения самого народа и другое. В программе
также представлены произведения, отражающие своеобразие национального
2
характера и быта, приверженность обычаям и традициям народа, особенности
национального юмора.
В содержании программы по родной (балкарской) литературе
выделяются следующие содержательные линии: родная (балкарская)
литература по периодам (развитие балкарской литературы в 1940-1950 годы,
их жанрово-тематическое многообразие, развитие балкарской литературы в
1960-1980 годы, развитие балкарской литературы в 1990-2000 годы,
расширение
художественно-эстетического
пространства
балкарской
литературы в 2010-2020 годы) и теория литературы (включает научное
осмысливание и обобщение закономерностей и особенностей развития
художественного творчества, систематизацию литературных понятий,
изучение сущности, содержания и формы художественной литературы, еѐ
специфику).
Изучение родной (балкарской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках
анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование у обучающегося представлений о специфике балкарской
литературы;
осознание исторической и эстетической обусловленности литературного
процесса.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (балкарской)
литературы – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34
часа (1 час в неделю).
Содержание обучения в 10 классе.
Развитие балкарской литературы в 1940-1950 годы, жанровотематическое многообразие.
Развитие балкарской литературы в годы Великой Отечественной войны и
депортации балкарского народа (1940-1950 годы).
К.С. Отаров. Жизнь и творчество.
Поэма «Жолла» («Дороги») (отрывки из поэмы). Гражданская позиция
поэта-воина. Айша как собирательный образ женщины-матери времён войны
и последовавшей за ней депортации балкарского народа. Авторская позиция
и её воплощение в образах лирических героев поэмы.
Теория литературы. Особенности гражданской лирики в балкарской
литературе.
К.Ш. Кулиев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Фронтда» («На фронте»), «Бюгюн» («Сегодня»),
«Урушну ачыуу мени жюрегимде» («Горе войны в моем сердце»).
Правдивое изображение поэтом-фронтовиком трагедии войны и подвига
солдат на передовой. Утверждение верности Родине как внутренней
нравственной нормы.
3
Поэма «Осуят» («Завещание») (отрывки из поэмы). Сохранение
исторической памяти как необходимое условие сохранения самого народа.
Стихотворения «Бетховен» («Бетховен»), «Музыка» («Музыка»),
«Шопенни
ойнайдыла»
(«Играют
Шопена»),
«Мен
сюйген
тиширыулагъа» («Женщинам, которых я люблю»), «Бешиклеринг
тебиретилген…» («Где качали твои колыбели…»), «Хар зат да алдады» («Всё
ещё впереди»). Музыка как одна из вечных ценностей человечества. Роль
мировой музыкальной классики в становлении К. Кулиева как одного из
великих поэтов ХХ века.
Теория литературы. Лирический герой в балкарской литературе.
Т.М. Зумакулова. Жизнь и творчество.
Поэма «Адамны журтуна, журтуну адамгъа термилиую» («Тоска человека
по Родине и Родины по человеку») (отрывки из поэмы). Формирование
этнического самосознания героя, любовь к отчему краю, приверженность
обычаям и традициям своего народа. Поэзия, проникнутая подлинной
гражданственностью.
И.Б. Жантуев. Жизнь и творчество.
Драма «Кебинсиз къабырла» («Могилы оставшихся без савана»)
(отрывок из пьесы). Жанровые особенности драматических произведений в
творчестве И.Б. Жантуева.
Теория литературы. Драматические жанры литературы (трагедия, драма,
комедия).
Ж.З. Токумаев. Жизнь и творчество. Первая трилогия в балкарской
литературе.
Роман-трилогия: «Дертли къама» («Кинжал мести»), «Къурч
бюгюлмейди» («Сталь не сгибается»), «Жукъусуз таула» («Бессонные горы»)
(отрывки из романов).
Роль отдельных человеческих судеб, составляющих историю народа.
Теория литературы. Стилевые особенности жанра романа. Романтрилогия в балкарской литературе.
М.Х. Мокаев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ёксюзле ушхууру» («Сиротский ужин»), «Тансыкъ тюш»
(«Сон
тоски»),
«Зурнукла»
(«Журавли»),
«Тауукъ
къурманлыкъ»
(«Жертвоприношение»). Трагическая судьба детей депортации. Время
большой ответственности. История народа в судьбах лирических героев
автора.
З.Х. Толгуров. Жизнь и творчество.
Роман «Жетегейле» («Большая медведица») (отрывки из романа).
Социально-политический переворот в истории, внутренняя перестройка
личности в романе.
Теория
литературы.
Конфликт
как
основа
художественного
произведения.
4
А.М. Теппеев. Жизнь и творчество.
Повесть «Адам бла таш» («Человек и камень») (отрывки из повести).
Мастерство автора в изображении реальной жизни с «оживающими»
картинами детства героя. Тема взаимоотношения поколений. Становление
человека, выбор жизненного пути. Отсылки в повести на роман И.С.
Тургенева «Отцы и дети».
Теория литературы. Особенности жанра повести.
Развитие балкарской литературы в 1960-1980 годах.
«Золотая плеяда» балкарских писателей. Освобождение от канонов
нормативной эстетики в балкарской литературе.
С.С. Гуртуев. Жизнь и творчество.
Поэма «Агъач къалауур» («Стражник леса») (отрывки из поэмы). Человек
и судьба, несбывшиеся мечты и жестокая реальность времени в поэме.
Теория литературы. Поэма как литературный жанр.
Х.Х. Кациев. Жизнь и творчество.
Рассказы «Къонакъла» («Гости»), «Бек ахшы, этербиз» («Очень хорошо,
сделаем»). Способность автора замечать комичные и смешные явления
повседневной жизни. Смекалка и находчивость, добродушие, незлобивость и
наивность героев юмористических рассказов Х. Кациева.
Теория литературы. Жанровые особенности сатирических и
юмористических произведений в балкарской литературе.
Э.Б. Гуртуев. Жизнь и творчество.
Рассказы «Акъ телефон» («Белый телефон»), «Заурбекни ингилиз ити»
(«Английская собака Заурбека»). Современность и национальная
самобытность юмористических и сатирических рассказов в балкарской
литературе. Особенности национального юмора. Приёмы сатирического
изображения, художественные детали.
И.Ш. Маммеев. Жизнь и творчество. И. Маммеев – баснописец, мастер
изображения действительности в ракурсе иносказания.
Басни «Эшек бла кирпи» («Осел и ёж»), «Тюз оноу» («Правильное
решение»).
Теория литературы. Жанр басни в балкарской литературе.
С.М. Моттаева. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Мен бюгюнмю кёргенме дунияны?» («Сегодня ли я мир
познала?..»), «Термилеме» («Тоскую»). Язык и художественные приёмы в
философской поэзии автора. Любовь к малой родине в творчестве поэтессы.
М.А. Беппаев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ташла, тыйгъыч белгилеча» («Камни, как знаки
преткновения»), «Ай» («Луна»), «Тынч-тынч, шош-шош» («Тихо, безмолвно…»).
Новые формы стихосложения в произведениях автора. Человек и природа,
воспевание красоты труда.
М.Х. Кудаев. Жизнь и творчество.
5
Рассказ «Арпа уууч» («Горсть проса»). Тема детства, тяготы и лишения
ребёнка-спецпереселенца. Доброта и бескорыстие людей как пример
нравственности в переломное время истории.
М.М. Ольмезов. Жизнь и творчество.
Поэма «Къара
сабан» («Черная пашня»)
(отрывки из поэмы).
Художественное осмысление депортации балкарского народа в поэме.
Теория литературы. Художественная условность в балкарской
литературе.
С.А. Мусукаева. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Думала» («Думала»), «Ушакъ» («Беседа»), «От жагъаны
тютюню» («Дым очага»). Картина мира во всех её проявлениях – с
противоречиями, таинствами и людскими надеждами, философское
осмысление действительности в поэзии С. Мусукаевой.
Теория литературы. Особенности и возможности балкарского
стихосложения.
С.С. Ахматова. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ынна» («Бабушка»), «Анам» («Мама»). Мастерство
автора в изображении жизненных реалий глазами ребёнка. Любовь к бабушке
и матери как первооснова добра и света в семье.
М Б. Геккиев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Туякъ таууш» («Цокот копыт»), «Ёмюрлюк болсунла
тауларым» («Пусть вечными будут горы»), «Агъачны алгъышы»
(«Благословение леса»). Богатство языка и мастерство автора в малой
стихотворной форме. Лаконичность, афористичность, ёмкость мысли,
мировосприятие и философско-нравственные аспекты в миниатюрах автора.
А.Т. Додуев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Къайда манга?» («Где мне?..»), «Къара къашла»
(«Черные брови»), «Сынаргъа боллукъ терек» («Дерево, которое может
сломаться»). Единство формы и содержания, ярко выраженный национальный
характер творчества, специфика поэтического мышления.
М.Х. Табаксоев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Жаннет юйю – туугъан жерибиз» («Райский дом – земля
моя»), «Таулу устала» («Мастера балкарцы»). Реалии настоящего времени и
связь автора с вековыми традициями народа.
Карачаевская литература (1960-80-е годы).
М.Х.-К. Батчаев. Жизнь и творчество.
Пьеса «Хорланнган жазыу» («Побеждённая судьба») (отрывок из пьесы).
Трагичность судьбы главного героя, показанная в наивысшей точке
человеческого духа и благородства.
Теория литературы. Особенность лексики сценических произведений.
Обзор литературной деятельности в карачаево-балкарской диаспоре на
тему культуры, быта, истории, традиций и обычаев народа.
6
Содержание обучения в 11 классе.
Развитие
балкарской литературы в годы преобразования
государственной идеологии (1990-2000 годы).
Дружба народов –
дружба
литератур. Преемственность
поэтических, прозаических и драматургических традиций.
З.Х. Толгуров. Жизнь и творчество.
Роман «Кёк гелеу» («Голубой типчак») (отрывки из романа). Эпическая
широта, множественность сюжетных линий, идейно-философское осмысление
национальной истории.
Теория литературы. Психологизм в художественном произведении.
Т.М. Зумакулова. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Кязим бла ушакъ» («Разговор с Кязимом»), «Мен –
насыплы, Малкъар – ата юйюмдю» («Я счастлива – мой отчий дом Балкария!»).
Традиции балкарской народной лирики в творчестве автора. Любовь к родине
и вечные ценности в творчестве поэтессы.
Ж.М. Текуев. Жизнь и творчество.
Роман «Боракъа» («Борака») (отрывок из романа). Древняя история
балкарского народа. Богатство языка автора.
И.Х. Бабаев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ёмюрлюк от» («Вечный огонь»), «Былай – кёлюм
толуп…» («Вот так – в переживаниях…»), «Рахатлыкъ тиледим» («Молил
добра»). Жанровое новаторство в творчестве автора. Стилистические приёмы в
творческих исканиях И. Бабаева.
Теория литературы. Виды лирики (философская, гражданская,
пейзажная, любовная, патриотическая и другие).
А.М. Теппеев. Жизнь и творчество.
Роман «Сыйрат кёпюр» («Мост Сират») (отрывки из романа).
Многоплановость действия, полифоничность и глубина в раскрытии
человеческих характеров, разрешении нравственных проблем в романе «Мост
Сират».
Пьеса «Бийнёгер» («Бийнёгер») (отрывок из пьесы). Драма, созданная на
основе народной песни. Элементы фольклора в балкарской драматургии.
Теория литературы. Этническое самосознание и составляющие его
элементы в балкарской литературе.
М.Х. Мокаев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Айт» («Скажи»), «Манга неге керекди ?..» («Зачем мне
это нужно?»), «Тилек» («Мольба»), «Сен келесе…» («Ты идёшь…»). Душевные
искания лирического героя в поэзии автора.
Х.И. Шаваев. Жизнь и творчество.
Повесть «Ачыу ачытхан жолоучу» («Путник, пронизанный болью»)
(отрывки из повести). Изображение исторической правды. Герои
произведения на страже незыблемых человеческих ценностей.
7
А.С. Созаев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Тангым тепсей келеди» («Танцующее утро»), «Бийик
сынла» («Высокие обелиски»), «Кюз арты» («Осень»). Параллели: человек,
природа, общество, духовные искания лирического героя. Малые жанры в
балкарской поэзии.
А.Ю. Кучинаев. Жизнь и творчество.
Поэма «Сюргюнню бушуулу дастаны» («Дастан народного горя»)
(отрывок из поэмы). Художественно-стилевые особенности поэмы. Природа
человека и этические проблемы: совесть и стойкость духа балкарского народа.
И.М. Гадиев. Жизнь и творчество.
Повесть «Дыфчы киеу» («Зять Дыфчы») (отрывки из повести). Дыфчы как
выразитель традиционного уклада жизни балкарского народа в романе.
Богатство языка произведения.
Расширение
художественно-эстетического
пространства
балкарской литературы в 2010-2020 годы.
Новый уровень художественного мышления в балкарской литературе
начала XXI века.
А.Л. Байзуллаев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Гладиаторну монологу» («Монолог Гладиатора»),
«Башха жашаууму эсге алама мен мында…» («Думаю о жизни я
другой…»),
«Манга да багъалыды, Ата Журтум…» («И стало мне Отечество
дороже…»),
«Къайда болсам да мен…» («Где б ни был я...»).
Нестандартность художественного отображения действительности,
оригинальность лирико-философских размышлений. Особенности трёхгранных
стихотворений поэта.
Теория литературы. Миф и реальность в балкарской прозе.
З.Х. Толгуров. Роман «Акъ жыйрыкъ» («Белое платье») (отрывки из
романа). Нравственные проблемы, глубокий психологизм, многосюжетность
произведения. Синтез исторического, философского и мифологического в
романе.
М.А. Беппаев. Жизнь и творчество. М. Беппаев как мастер верлибра в
балкарской литературе.
Стихотворения «Отрар» («Отрар»), «Кюйгенлени тюшлери» («Сны
сгоревших»). Краткое и ёмкое изображение происходящего через чувства
лирических героев.
Теория литературы. Реальность и художественный вымысел в
балкарской литературе.
С.А. Мусукаева. Жизнь и творчество.
8
Поэма «Алма-Атада чагъадыла алмала» («Расцветают яблони в АлмаАте») (отрывки из поэмы). Мастерство поэтессы в раскрытии темы депортации
балкарского народа. Сюжет поэмы, основанный на реальных событиях.
А.Т. Додуев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Арба» («Арба»), «Салта бла тёш арасында» («Между
молотом и наковальней»). Новаторство в использовании и подборе
художественных средств. Диалектический взгляд автора на жизненные
процессы.
М.М. Ольмезов. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Нексе, жюрегим, мудах» («О чем грустишь, моё
сердце?»), «Жауады къар» («Идёт снег»), «Жарсытады» («Переживание»).
Философское видение мира автором.
М.Х. Табаксоев. Жизнь и творчество.
Цикл стихотворений «Акъ той» («Белая свадьба»). Радость встречи и боль
расставания в романтической лирике поэта. Красочность и богатство языка
произведения.
С.А. Мусукаева. Жизнь и творчество.
Документальный очерк «Тынчлыкъсыз заманны жигитлери…» («Герои
неспокойного времени»). Тема репрессий 1930-х годов в произведении.
Теория литературы. Жанр очерка в балкарской литературе.
А.М. Бегиев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ташны ата билмей, атдым…» («Не умея бросать, бросил
камень…»), «Ёседиле жашаууму терегинде» («Растут на древе моей жизни…»).
Творческие возможности автора в изображении чувств и поступков героев.
Стремление постичь сокрытый смысл жизни.
Х.Л. Османов. Жизнь и творчество.
Рассказ «Къартны осуяты» («Завещание старца»). Жизненная правда в
рассказах автора.
Л.Ч. Ахматова. Жизнь и творчество.
Лирика Л. Ахматовой как женская исповедь в современной балкарской
поэзии. Стихотворения «Жаным, жаным – жарыкъ ай…» («Душа моя как
лунный свет…»), «Элим» («Моё село»), «Таулу кийиз» («Балкарский кийиз»).
Карачаевская литература (1990-2000 годы). Х.Б. Байрамукова. Жизнь и
творчество.
Рассказ «Нарат жонгурчхаланы ийислери» («Запах сосновых стружек…»).
Философское осмысление писателем своих детских впечатлений.
Национальная зарубежная литература.А. Семенов. Жизнь и творчество.
Стихотворение «Ана тилим» («Родной язык»). Пронзительная любовь к
родному языку.
Планируемые результаты освоения программы по родной
(балкарской) литературе на уровне среднего общего образования.
9
В результате изучения родной (балкарской) литературы на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том
числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного(балкарского) языка и родной (балкарской) литературы, истории,
культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения
произведений балкарской литературы, а также русской и зарубежной
литератур;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к
их воплощению в балкарской литературе, а также к достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым в художественных
произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
10
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России и, в том числе с
использованием литературных произведений;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (балкарской) литературе;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей
оценкой поведения и поступков литературных героев;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных
литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
11
среды, осознание глобального характера экологических проблем,
представленных в балкарской литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления
опыталитературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных произведениях;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том
числе представленной в литературных произведениях;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием изученных
и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.
В
процессе
достижения
личностных
результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования, в том числе
литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного читательского опыта.
В результате изучения родной балкарской литературы на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
12
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,в
том числе при изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного читательского опыта.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
использованием художественных произведений, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания по родной (балкарской) литературе, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиямии
методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
13
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и
изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы сформированы умения с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками
получения
информации,
в
том
числе
литературоведческой, из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
родной (балкарской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке
родной (балкарской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в
процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с
использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
14
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
родной (балкарской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, в том числе в вопросах балкарской литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других
людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в художественных
произведениях;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя
знания по литературе.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родной (балкарской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К
концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
осознавать родную (балкарскую) литературу как одну из основных
национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания
жизни;
понимать значимость изучения родной (балкарской) литературы,
культивировать потребность в систематическом чтении дальнейшего
развития и как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
владеть нормами балкарского литературного языка, использовать
изобразительные возможности родного (балкарского) литературного языка в
речевой практике;
осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного
(балкарского)
языка
и
литературы,
обеспечению
культурной
самоидентификации, на основе изучения выдающихся произведений
литературы своего народа;
демонстрировать знание произведений родной (балкарской) литературы
посредством сравнения двух или нескольких произведений:
проводить связи между литературой и другими видами искусства
(искусством театра и кино, живописью, музыкой), выявлять взаимосвязь
идейно-тематических и художественных компонентов произведения;
характеризовать произведения балкарской, русской и мировой
классической литературы, их нравственно-ценностное и историко-культурное
влияние на балкарскую литературу;
устно и письменно интерпретировать рекомендованные для изучения
произведения родной (балкарской) литературы, сравнивая их с
произведениями русской и мировой литератур;
анализировать художественный текст, выделяя в нем явную, скрытую,
второстепенную информацию, основные темы и идеи, понимать жанрово-
16
родовую специфику произведений, понимать характеры и взаимосвязь героевв
произведении, оценивать художественную выразительность произведения;
анализировать произведения родной (балкарской) литературы с учётом
контекста творчества писателя и историко-культурной эпохи, раскрывать
авторскую позицию и способы её выражения, пользоваться необходимым
понятийным и терминологическим аппаратом;
представлять изученный текст в виде тезисов, рефератов, кратких
аннотаций, сочинений;
выполнять исследовательские, проектные и творческие работы в области
балкарской литературы, предлагать свои собственные обоснованные
интерпретации литературных произведений, высказывать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К
концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощённых в
нём объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать
их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность художественного мира произведения;
понимать влияние русской и мировой художественной литературы на
развитие балкарской литературы, осознавать литературу как важнейшее
условие сохранения и развития языка и сохранения национальных духовных
ценностей;
анализировать, интерпретировать, давать оценку литературному
материалу: обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов
творчества писателя для анализа;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и
времени действия, способы изображения действия и его развития, способы
введения персонажей и средства раскрытия и (или) развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
анализировать произведения балкарской литературы, в которых для
осмысления точки зрения автора и (или) героев требуется отличать то, что
прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория и другое);
анализировать авторский выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
17
определенных частей текста способствует формированию его общей структуры
и обусловливает эстетическое воздействие на читателя;
инициировать обсуждение произведений балкарской литературы,
приводить обоснованные аргументы и контраргументы, участвовать в
дискуссии на литературную тему;
самостоятельно формулировать тему и выполнять творческую работу
(очерк, эссе, сочинение);
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных
жанров на литературные темы;
анализировать интерпретации эпических, драматических или лирических
произведений.
18
Тематическое планирование 10 кл
№
Разделы
Программное содержание
1
Развитие
балкарской
литературы
в 1940-1950
годы,
жанровотематическо
е
многообрази
е.
Литература как искусство
слова. Тема победы и
патриотизма нашего
народа в годы войны в
послевоенное десятилетие
в произведениях
кабардино-балкарской
литературы.
1
Отражение
истории
народа в
литературе.
Правда
жизни и
уроки
истории.
К.С. Отаров. Жизнь и
творчество.Поэма
«Жолла» («Дороги»)
(отрывки из поэмы).
Гражданская позиция
поэта-воина. Айша как
собирательный образ
женщины-матери времѐн
войны и последовавшей
за ней депортации
балкарского народа.
Авторская позицияи еѐ
воплощение в образах
лирических героев
поэмы.
10
2
Теория
литературы:Особенност
и гражданской лирики в
балкарской литературе.
К.Ш.Кулиев. «Фронтда»
(«На
фронте»),
«Бюгюн» («Сегодня»),
«Урушну ачыуу мени
жюрегимде»
(«Горе
войны в моем сердце»).
Правдивое изображение
поэтом-фронтовиком
трагедии
войны
и
подвига
солдат
на
передовой.
Поэма
«Осуят» («Завещание») .
«Бетховен»
(«Бетховен»),
19
Часы
Соч.
Тест
Электр. Ресурс.
https://book.cnp
pm.ru/portfolio/
bl/
2
https://book.cnpp
m.ru/portfolio/bl/
«Музыка» («Музыка»),
«Шопенни ойнайдыла»
(«Играют
Шопена»),
«Мен
сюйген
тиширыулагъа»
(«Женщинам, которых я
люблю»), «Бешиклеринг
тебиретилген…» («Где
качали
твои
колыбели…»), «Хар зат
да алдады» («Всѐ ещѐ
впереди»)
Т.М. Зумакулова. Жизнь
и творчество. «Адамны
журтуна,
журтуну
адамгъа
термилиую»
(«Тоска человека
по
Родине и Родины по
человеку»)
Сочинение.
3
Народные
ценности в
балкарской
литературе
советского и
постсоветстк
ого периода.
И.Б. Жантуев. Жизнь и
творчество.Драма
«Кебинсиз къабырла»
(«Могилы оставшихся без
савана»).
Ж.З. Токумаев. Жизнь и
творчество. Первая
трилогия в балкарской
литературе.Романтрилогия: «Дертли къама»
(«Кинжал мести»),
«Къурч бюгюлмейди»
(«Сталь не сгибается»),
«Жукъусуз таула»
(«Бессонные горы»)
(отрывки из романов).
Роль отдельных
человеческих судеб,
составляющих историю
народа.
М.Х. Мокаев. Жизнь и
творчество.Стихотворени
я «Ёксюзле ушхууру»
(«Сиротский ужин»),
«Тансыкъ тюш» («Сон
тоски»), «Зурнукла»
(«Журавли»), «Тауукъ
20
5
https://book.cnpp
m.ru/portfolio/bl/
къурманлыкъ»
(«Жертвоприношение»).
Трагическая судьба детей
депортации.З.Х.
Толгуров. Жизнь и
творчество. «Жетегейле»
(Большая
медведица»)Социальнополитический переворот в
истории, внутренняя
перестройка личности в
романе.
А.М. Теппеев. Жизнь и
творчество.
Повесть «Адам бла таш»
(«Человек и камень»)
Теория литературы.
Особенности жанра
повести.
Полугод.
аттестация
урок-зачет
4
Развитие
балкарской
литературы
в 1960-1980
годах.«Золо
тая плеяда»
балкарских
писателей.
Освобожде
ние от
канонов
нормативно
й эстетики
в
балкарской
литературе.
1
С.С. Гуртуев. Жизнь и
творчество.
1
2
Поэма «Агъач къалауур»
(«Стражник»).
Х.Х. Кациев. Жизнь и
творчество.
Рассказы «Къонакъла»
(«Гости»), «Бек ахшы,
этербиз» («Очень хорошо,
сделаем»).
Теория литературы.
Жанровые особенности
сатирических и
юмористических
произведений в
балкарской литературе.
Э.Б. Гуртуев. Жизнь и
творчество.Рассказы «Акъ
телефон» («Белый
телефон»), «Заурбекни
ингилиз ити»
21
13
https://book.cnpp
m.ru/portfolio/bl/
(«Английская собака
Заурбека»).
И.Ш. Маммеев. Жизнь и
творчество баснописец,
мастер изображения
действительности в
ракурсе иносказания.
Басни «Эшек бла кирпи»
(«Осел и ѐж»), «Тюз
оноу» («Правильное
решение»).
С.М. Моттаева. Жизнь и
творчество.
Стихотворения «Мен
бюгюнмю кѐргенме
дунияны?» («Сегодня ли я
мирпознала?..»),
«Термилеме» («Тоскую»)
М.А. Беппаев. Жизнь и
творчество.
Стихотворения «Ташла,
тыйгъыч белгилеча»
(«Камни, как знаки
преткновения»), «Ай»
(«Луна»), «Тынч-тынч,
шош-шош» («Тихо,
безмолвно…»)
М.Х. Кудаев. Жизнь и
творчество.
Рассказ «Арпа уууч»
(«Горсть проса»). Тема
детства, тяготы и
лишенияребѐнка
спецпереселенца.М.М.
Ольмезов. Жизнь и
творчество.
Поэма «Къара
сабан(«Черная пашня»)
(отрывки из поэмы).
Художественное
осмысление депортации
балкарского народа в
поэме.
С.А. Мусукаева. Жизнь и
творчество.
Стихотворения «Думала»
22
(«Думала»), «Ушакъ»
(«Беседа»), «От жагъаны
тютюню» («Дым очага»).
Теория
литературы.
Особенности и воС.С.
Ахматова.
Жизнь
и
творчество.
Стихотворения «Ынна»
(«Бабушка»), «Анам»
(«Мама»). Мастерство
автора в изображении
жизненных реалий
глазами ребѐнка.
Возможности
балкарского
стихосложения.М Б.
Геккиев. Жизнь и
творчество.
Стихотворения «Туякъ
таууш» («Цокот копыт»),
«Ёмюрлюк болсунла
тауларым» («Пусть
вечными будут горы»),
«Агъачны алгъышы»
(«Благословение леса»).
А.Т. Додуев. Жизнь и
творчество.
Стихотворения «Къайда
манга?» («Где мне?..»),
«Къара къашла»(«Черные
брови»), «Сынаргъа
боллукъ терек» («Дерево,
которое может
сломаться»).
М.Х. Табаксоев. Жизнь и
творчество.
Стихотворения «Жаннет
юйю – туугъан жерибиз»
(«Райский дом –земля
моя»), «Таулу устала»
(«Мастера балкарцы»).
Карачаевска
я литература
М.Х.-К. Батчаев. Жизнь и
творчество.
1960- 1980-е
годы.
Пьеса «Хорланнган
жазыу» («Побеждѐнная
судьба») (отрывок из
пьесы). Трагичность
23
2
https://book.cnpp
m.ru/portfolio/bl/
судьбы главного героя,
показанная в наивысшей
точке человеческого духа
Теория литературы.
Особенность лексики
сценических
произведений.
Обзор литературной
деятельности в карачаевобалкарской диаспоре на
тему культуры, быта,
истории, традиций и
обычаев народа.
5
Итоговая
аттестация
1
Повторение
1
Итого
34
24
1
4
2
11 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса
Развитие
балкарской
литературы.
Преемственно
стьпоэтически
х,
прозаических
и
драматургиче
ских
традиции
Кол-во
часов
Программное содержание
З.Х. Толгуров. Жизнь и творчество.
«Кѐк гелеу» («Голубой типчак»).
Теория литературы. Психологизм в
художественном произведении.
Т.М. Зумакулова Жизнь и творчество.
«Кязим бла ушакъ» («Разговор с
Кязимом»). «Мен насыплы, Малкъарата юйюмдю» («Я счастлива-мой отчий
домБалкария!») Традиции народной
лирики.Любовь к родине в творчестве
поэтессы.
Ж.М,Текуев Жизнь и творчество.
Роман «Боракъ» (отрывок) Древняя
история балкарцев. Богатство языка
автора.
Теория литературы. Виды лирики
(философская, гражданская, любовная,
патриотическая.
А.М. Теппеев. Жизнь и творчество.
Роман «Сыйрат кѐпюр» («Мост Сират»)
(отрывки). Многоплановость действия,
полифоничность и глубина раскрытия
человеческих характеров.
Пьеса «Бийнѐгер» (отрывок). Драма
На основенарадной песни. Элементы
фольклора.
Теория литературы. Этническое
самосознание в балкарской литературе.
М.Х. Мокаев. Жизнь и творчество.
Стих. «Айт» («Скажи»), «Манга неге
керекди?..» («Зачем мне это нужно?»),
«Тилек» («Мольба») Душувные искания
лирического героя.
Х.И. Шаваев. Жизнь и творчество.
Повесть «Ачыу ачытхан жолоучу»
(«Путник, пронзенный болью»)
Изображение исторической правды.
А.С. Созаев. Жизнь и творчество.
Стих. «Тангым тепсей келеди»
(«Танцующее утро»), «Бийик сынла»
(«Высокие обелиски»).
А.Ю. Кучинаев. Жизнь и творчество.
Поэма «Сюргюнню бушуулу дастаны»
(«Дастан народного горя»). Природа
человека и этические проблемы: совесть
и стойкость духа балкарского народа.
И.М. Гадиев. Жизнь и творчество.
25
Соч
Электронный
Те
Образователь
ст
ный ресурс
10
https://book.cnp
pm.ru/portfolio/
bl/
«Дыфчы киеу» («Зять Дыфчы»).
Дыфчы как выразитель традиционного
уклада жизни балкарского народа .
Богатство языка
произведения.
Расширение
художественно
-эстетического
пространства
балкарской
литературы
2010-2020гг.
Новый уровень
художественно
го мышления в
балкарской
литературе
начала 21 века.
Сочинение
1
Полугодовая аттестация (зачет)
1
Л.А. Байзуллаев. Жизнь и творчество.
Стихи «Гладиаторну монологу» (
«Монолог Гладиатора»), «Манга да
багъалыды, Ата журтум…» (« И стало
мне Отечество дороже…»), «Къайда
болсам да мен…» («Где б я ни был..»)
Нестандартность художественного
отображения действительности,
оригинальность лирико-философских
размышлений. Особенности
трѐхгранных стихотворений поэта.
Теория литературы. Миф и реальность в
балкарской прозе.
3
З.Х. Толгуров. Жизнь и творчество.
Роман «Акъ жыйрыкъ» («Белое платье»)
(отрывки из романа)
Нравственные проблемы, глубокий
психологизм, многосюжетность
произведения. Синтез исторического,
философского и мифологического
в романе.
М.А. Беппаев. Жизнь и творчество.
М. Беппаев как мастер велибра в
балкарской литературе.
С.А. Мусукаева.Жизнь и творчество.
Поэма «Алма-Атада чагъадыла алмала»
(«Расцветают яблони в Алма-Ате»)
(отрывки из поэмы). Мастерство
поэтессы в раскрытии темы депортации
балкарского народа.
Сюжет поэмы, основанный на
реальных событиях.
А.Т. Додуев. Жизнь и творчество.
Стихотворения « Арба» («Арба»),
«Салта бла тѐш арасында» (« Между
Молотом и наковальней»).
10
26
https://book.cnp
pm.ru/portfolio/
bl/
https://book.cnp
pm.ru/portfolio/
bl/
3
Новаторство в использовании и подборе
художественных средств.
Диалектический взгляд автора на
Жизненные процессы.
М.М. Ольмезов. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Нексе, жюрегим,
мудах?» («О чѐм грустишь, моѐ
сердце?»), «Жауады къар» (« Идѐт
снег»), «Жарсытады» («Переживания»).
Философское
М.Х. Табаксоев. Жизнь и творчество.
Цикл стихотворений «Акъ той» («Белая
свадьба»). видение мира автором.
С.А. Мусукаева. Жизнь и творчество.
Документальный очерк «Тынчлыкъсыз
заманны жигитлери…» («Герои
неспокойного времени»). Тема
репрессий 1930-х годов в произведении.
А.М. Бегиев. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ташны ата билмей,
атдым…» («Не умея бросать, бросил
камень…»)
Карачаевская
литература
(1990-2000
годы).
Национальная
зарубежная
литература.
Х.Б. Байрамукова. Жизнь и творчество.
Рассказ «Нарат жонгурчхаланы
ийислери» («Запах сосновых
стружек…»). Философское осмысление
писателем своих детских впечатлений.
1
Сочинение
1
А. Семенов. Жизнь и творчество.
Стихотворение «Ана тилим» («Родной
язык»). Пронзительная любовь к
родному языку
1
Повторение
Итоговая аттестация (тест)
1
1
34
Итого
27
https://book.cnp
pm.ru/portfolio/
bl/
https://book.cnp
pm.ru/portfolio/
bl/
4
1
2
Учебно-методическая литература
1.
Ахматов И. Х., Ахматова М. А., Додуева А. Т., Кетенчиев М. Б.,
Киштикова Л. Х., Мизиев А. М., Хуболов С. М. Морфология балкарского
языка (на балк. яз.). Учебник для студентов. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых,
2005. – 203 с.
2.
Ахматов И. Х., Кетенчиев М. Б. Таблицы по синтаксису балкарского языка
(на балк. яз.). – Нальчик: Эльбрус, 2003. – 53 с.
3.
Ахматова М. А. Филологический анализ текста. Учебное пособие. –
Нальчик, 2017. – 94 с.
4.
Гузеев Ж. М. Школда малкъар тилни окъутууну проблемалары:
Устазлагъа бла студентлеге окъуу пособие. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 224 с.
5.
Гузеев Ж. М., Башиев Х. Л. Къарачай-малкъар тилде диалектизмле эм
аланы тюрлюлери. Методика эсгертиуле. – Нальчик, 2011. –20 с.
6.
Гузеев Ж. М., Созаев А. Б. Лингвистические основы обучениярусской
орфоэпии в балкарской школе. – Нальчик: Эльбрус, 2009. – 187 с.
7.
Гузееев Ж. М. Бусагъатдагъы къарачай-малкъар литература тил.1-чи
кесеги. – Нальчик: Эльбрус, 1998. – 304 с.
8.
Гузеев Ж. М. Бусагъатдагъы къарачай-малкъар тил. 2-чи кесеги.
Морфемика, морфонология, сѐз къурау. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – 294 с.
9.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни тинтиуню тарыхы эм
проблемалары. – Нальчик, 2011. – 178 с.
10.
Гузеев Ж. М. Карачаево-балкарская фонетика. – Нальчик: КБНЦРАН. –
11.
Деваева З. Д. Ойнай билим алабыз. – Нальчик: Эльбрус, 2013. –
12.
Джуртубаев
240 с.
98 с.
М.
Ч.
Этический
кодекс
карачаево-балкарского
народа. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 576 с.
13.
Додуланы
А.
Т.,
Ахматланы
М.
А.
Къарачай-малкъар
тилни
морфологиясын школда эм вузда окъутууну теориясы эм методикасы. – Нальчик, 2018.
– 160 с.
14.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании:
Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.:Дрофа, 2007. – 312 с.
15.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
28
От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г.
Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
16.
Кетенчиев М. Б. Къарачай-малкъар тилде ат айтымланы форма магъана
жаны бла тинтиу. Окъуу пособие. – Нальчик, 1996. – 206 с.
17.
Кетенчиев М. Б. Къарачай-малкъар тилде болуш формаланы магъаналары
(теория материалны билиуге методика эсгертиуле). – Нальчик: КБГУ, 2011. – 56 с.
18.
Кетенчиев М. Б. Словосочетание и простое предложение в балкарском
языке: учебное пособие. – Нальчик: КБГУ, 2014. – 21 с.
19.
Кетенчиев М. Б. Малкъар тилни синтаксисинден ишле эм аланы тамамлау
жаны бла методика эсгертиуле (сѐз тутуш). – Нальчик: Каб.-Балк. унт, 2013. – 23 с.
20.
Кетенчиев М. Б., Хуболов С. М., Узденова Ф. Т. Родной (балкарский)
язык. Сборник упражнений. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. – 41 с.
21.
Колеченко
А.
К.
Энциклопедия
педагогических
технологий:
пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 368 с.
22.
Толгурова П. Н. 5-11 класслагъа малкъар тилден жызыу ишлени
жыйымдыгъы. – Нальчик: Книга, 2011. – 196 с.
23.
Соттаева Л. Б. Жаздырмала бла эсденжазмала жыйымдыгъы. 5-11
класслагъа. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 128 с.
24.
Улаков М. З. Современный балкарский язык. Часть 1. – Нальчик:ООО
«Печатный двор», 2016. – 442 с.
25.
Улаков М. З. Современный балкарский язык. Часть 2. – Нальчик:ООО
«Печатный двор», 2016. – 480 с.
26.
Современные средства оценивания результатов обучения
в школе:
Учебное пособие / Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина и др. – М.: Педагогическое
общество России, 2013. – 192 с.
27.
Хуболов С. М. Именные части речи в тюркских языках. – Нальчик, 2015. –
78 с.
Словари
28.
Башиева
С.
К.,
Жарашуева
З.
К.
Малкъар
тилни
школфразеология сѐзлюгю. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 317 с.
29.
Гузеев Ж.
М.
Малкъар
тилни
30.
Гузеев Ж. М. Малкъар-орус школ сѐзлюк. – Нальчик: Эльбрус,2003. –
350 с.
29
школ
ангылатма
сѐзлюгю.
–Нальчи
31.
Гузеев Ж.
М.
Малкъар
тилни
школ
ангылатма
сѐзлюгю.
32.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни омонимлерини сѐзлюгю. –М.: ООО
«КосмоПолиграф», 2013. – 492 с.
33.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни синонимлерини сѐзлюгю.
– Нальчик: ООО «Печатный двор», 2017. – 558 с.
34.
Гузеев
Ж.
М.,
Махийланы
Л.
Х.
Къарачай-малкъар
тилниантонимлерини сѐзлюгю. – Нальчик, 2016. – 272 с.
35.
Гузеев Ж. М., Махиева Л. Х. Къарачай-малкъар тилни малкъар (ц
/ з) диалектини къысха сѐзлюгю. – Нальчик: КБНЦ РАН, 2015. – 150 с.
36.
Гузеев Ж. М., Созаев Б. Т. Малкъар тилни окъуу орфография
сѐзлюгю. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 336 с.
37.
Гузеев Ж. М. Къарачай-малкъар тилни синонимлерини сѐзлюгю.
– Нальчик: ООО «Печатный двор», 2017. – 558 с.
38.
Жарашуева З. К. Къарачай-малкъар тилни фразеология сѐзлюгю.
– Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. – 476 с.
Балкарско-русский словарь / под ред. Э. Р. Тенишева, Х. И.
Суюнчева. – М.: Русский язык, 1989. – 838 с.
39.
40.
Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ I. А –Ж. –
Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 1996. – 1118 с.
41.
Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ II. З –Р. –
Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2002. – 1170 c.
42.
Къарачай-малкъар тилни ангылатма сѐзлюгю. Ючтомлукъ III. С –Я. –
Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2005. – 1158 с.
43.
Отаров И. М., Габаева А. Б. Русско-балкарский толковый словарь
отраслевой лексики. – Нальчик: Эльбрус, 2000. – 200 с.
44.
Улаков
М.
З.,
Махиева
Л.
Х.
Балкарско-русский
словарьлингвистических терминов. – Нальчик, Эльбрус, 2008. – 408 с.
45.
Хапаев С. А. Географические названия Карачая и Балкарии. – М.:
Эльбрусоид, 2013. – 576 с.
Информационные ресурсы
46.
Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф/ (дата обращения: 05.12.2020).
47.
Единое
окно
доступа
к
информационным
30
ресурсам
//
URL:
–Нальчи
http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.77 (дата обращения: 05.12.2020).
48.
Сайт «Народы мира – политически этнографический справочник»
// URL: http://nation.geoman.ru. (дата обращения: 05.12.2020).
49.
Сайт «Эльбрусоид» // URL: http://www.elbrusoid.org/ (дата обращения:
05.12.2020).
31