Приложение 35 к ООП ООО (3.0)
Принято на заседании педагогического
совета,
протокол № 1 от 31.08.2024г.
Согласовано с Советом родителей,
протокол №1 от 28.08.2024г.
Утверждено приказом директора № 543-ОД от 31.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название ФИНАНСОВАЯ
ГРАММОТНОСТЬ
Направление Социально-гуманитарное
5-9 Классы
с. Урвань – 2024г
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Рабочая программа курса по выбору «Финансовая грамотность» разработана в
соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования
(далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на
приобщение к общечеловеческим ценностям. Нормативно-правовую основу настоящей
примерной программы по учебному курсу «Финансовая грамотность» составляют
следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года
№2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской
Федерации на период 2017-2023 годы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 года №287.
Примерная рабочая программа основного общего образования «Обществознание»
(для 6—9 классов образовательных организаций)/Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
г.
Программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее — программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования предметной области «Общественно-научные предметы».
Программа разработана в соответствии со Стратегией повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы. При этом в ней учтены,
те положения единой рамки компетенций по финансовой грамотности, которые
соответствуют возрастным и познавательным возможностям обучающихся 5—9 классов
на уровне основного общего образования.
Программа включает пояснительную записку, цель изучения финансовой
грамотности, даѐтся общая характеристика курса, определяется место учебного курса
«Финансовая грамотность. 5—9 классы» в учебном плане, раскрываются основные
подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные
линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой грамотности
на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
курса «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5—9 классы».
Программа определяет содержание учебного курса, основные методические стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся.
Место курса в образовательной системе:
•
курс может
быть включѐн
в
вариативную часть
основной
общеобразовательной
программы
как
курс
внеурочной
деятельности
по
научнопознавательному направлению;
•
курс может быть использован как программа дополнительного образования
подростков в общеобразовательной организации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРОМОТНОСТЬ»
•
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретѐнных
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
•
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
•
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Финансовая грамотность» является курсом по выбору в части, формируемой
участниками образовательных отношений, реализующим интересы обучающихся 5-9
общеобразовательных классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 170 часов: 68 часов в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе, 68 часов
в
8-9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Интеллектуальная деятельность.
Курс направлен на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающий их любознательность, расширяющий их кругозор, позволяющий привлечь
их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующий их гуманистическое мировоззрение и научную картину
мира.
Социальная деятельность.
Курс направлен на развитие коммуникативных и лидерских компетенций
школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и
ответственности
школьников,
организация
волонтерской
деятельности,
профессионального самоопределения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
• деньги, их история, виды и функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
человек и финансовые
организации; собственный бизнес.
• налоги, их виды и функции;
• пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и
литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в
курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами,
содержащими
простую
финансовую
информацию.
Эффективным
средством
формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Деньги и их виды», «Бизнес и предпринимательство», «Налоги»,
«Смета подготовки ребѐнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника
(школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчѐтами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей
семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
•
проявление самостоятельности и личной ответственности за своѐ финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
•
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
•
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к еѐ развитию.
•
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
•
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми
институтами;
•
готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
•
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
•
заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и
процветании своей Родины.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
•
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся
на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
•
умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы,
графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
•
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения
собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе
проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об
уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о
валютных курсах;
•
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к
суждению и умозаключению);
•
умение производить расчѐты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи,
величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить
расчѐты с валютными курсами;
•
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая
финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное
исследование экономических отношений в семье и обществе).
•
умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и
определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для еѐ решения;
•
нахождение различных способов решения финансовых проблем и
•
умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
•
установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
•
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
•
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов
по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определѐнной
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей:
•
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
•
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в
финансовой сфере, выдвигать версии еѐ решения, определять последовательность своих
действий по еѐ решению;
•
проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи;
•
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
•
применение приѐмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные:
•
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семьи и обществе;
•
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций
и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учѐта интересов сторон;
•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
•
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование,
налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс, деньги, денежная масса, покупательная
способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит, дефицит,
банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта, налоги и их виды, пенсионный фонд, пенсионная
система
•
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения
доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
•
использование приѐмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, еѐ осмысление, проведение простых финансовых расчѐтов;
•
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
•
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
определение элементарных проблем в области
семейных финансов и нахождение путей их решения;
•
расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс финансовой грамотности в 5—9 классах состоит из модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определѐнную логическую завершѐнность, целостное,
законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и
характерный для неѐ ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в
практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце
каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы,
тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения конкретной
темы.
Курс
повышения
финансовой
грамотности
построен
на
основе
системнодеятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов
обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний.
№
п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
Электронные образовательные
ресурсы
5 КЛАСС
Введение в курс «Финансовая грамотность» - 4 часа
1
2
3
4
Почему
важно
развивать
свою
1
финансовую грамотность
Сайт Федерального методического
От чего зависит благосостояние семьи
1
центра по финансовой грамотности
Учимся
оценивать
финансовое
1
- https://www.hse.ru/org/hse/61217
поведение людей
342/61217360/mcfc
Учимся оценивать своѐ финансовое
1
поведение
Модуль 1. Доходы и расходы семьи – 29 часов
5
Деньги: что это такое
2
6
7
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
2
2
8
9
10
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные
мини-проекты «Доходы
семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные
мини-проекты
«Расходы
семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета»
Учебные
мини-проекты «Семейный
бюджет»
Обобщение результатов изучения
модуля № 1
Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи»
2
2
2
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
2
2
2
2
http://вашифинансы.рф/
http://pro.lenta.ru/money
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata
http://basic.economicus.ru
2
1
2
2
2
Заключение – 1 час
Обобщение результатов обучения курса
1
«Финансовая грамотность»
Итого
http://хочумогузнаю.рф
34
6 КЛАСС
Модуль 2. Риски и потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
3435
Почему возникают риски потери денег и
имущества и как от этого защититься
Что такое страхование и для чего оно
необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит
Как определить надежность страховых
компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини-проекты «Страхование»
Практикум по теме «Почему возникают
риски потери денег и имущества и как от
этого защититься»
Обобщение результатов изучения
модуля №2
Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества и как от этого
защититься»
Заключение
Обобщение результатов обучения курса
«Финансовая грамотность»
Презентация
портфолио
«Я
и
финансовая грамотность»
Резервные часы
2
http://pro.lenta.ru/money
3
2
2
2
2
2
3
1
2
3
2
10
http://www.clskuntsevo.ru/portal_pr
oforientir/mir_professii_news_prof. php
3
5
2
7 КЛАСС
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Могут ли люди быть финансово
1
www.cbr.ru
независимы от государства
Что такое налоги и почему из надо платить
1
3
4
5
6
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Сравниваем налоги граждан разных стран
1
1
1
1
7
Какие налоги платит семья и что
получает от государства
Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты «Налоги»
1
1
8
9
24
1
1
www.nes.ru
16
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Социальные пособия и их виды
Фонд социального страхования
Ролевая игра «Оформляем социальное
пособие»
Какие социальные пособия получают люди
1
1
1
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
1
Учебные мини-проекты «Социальные
1
пособия»
Обобщение результатов изучения
1
модуля №3
Презентация портфолио «Человек и
1
государство»
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения в банке
выгоднее, чем дома
Вклады и их виды
Кредит
Центральный банк РФ
Банковские услуги и семья
Финансовые
потери,
увеличение
доходов
Как работает банк
Учебные
мини-проекты
«Банковские
услуги для семьи»
Бизнес
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнес-инкубаторы
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах
валют и их изменениях
Обобщение
результатов
изучения
модуля 4
Презентация
портфолио
«Услуги
финансовых организаций и
собственный бизнес»
Заключение
Обобщение результатов обучения курса
грамотность»
1
1
http://basic.economicus.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://ecschool.hse.ru «Финансовая
Итого
1
17
8 КЛАСС
Модуль 1. Управление денежными средствами
Тема 1. Происхождение денег
Деньги: что это такое
2
http://www.fingramota.org/
34
18
4
2
3
4
Что может происходить с деньгами и как
2
это влияет на финансы вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи
Какие бывают источники доходов
2
http://www.fingramota.org/
От чего зависят личные и семейные
2
4
доходы
Тема 3. Контроль семейных расходов
Как контролировать семейные расходы и
2
http://www.fingramota.org/
зачем это делать
6
Учебные
мини-проекты
2
«Контролируем семейные расходы»
Тема 4. Построение семейного бюджета
7
Что такое семейный бюджет и как его
2
http://www.fingramota.org/
построить
8
Как оптимизировать семейный бюджет
2
9
Обобщение результатов изучения
2
модуля №1
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций
10
2
http://www.fingramota.org/
Для
чего
нужны
финансовые
организации
11 Как увеличить семейные доходы с
2
использованием финансовых
организаций
4
5
12
13
14
15
16
17
18
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового
благосостояния
Финансовое планирование
2
http://ratingnpf.ru/ratings/
Как
осуществлять
финансовое
2
планирование на разных этапах жизни
Учебные мини-проекты «Для чего нужно
2
финансовое планирование»
Обобщение результатов изучения
2
модуля №2
Заключение
Обобщение результатов обучения курса
«Финансовая грамотность»
Резервные часы
Итого
9 КЛАСС
Модуль 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации
Особые жизненные ситуации: рождение
2
http://ratingnpf.ru/ratings/
ребенка, потеря кормильца
6
12
4
8
4
1
3
34
13
6
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Особые жизненные ситуации: болезнь,
2
потеря работы, природные и
техногенные катастрофы
Чем поможет страхование
2
Тема 8. Финансовые риски
Какие бывают финансовые риски
2
http://ratingnpf.ru/ratings/
Что такое финансовая пирамида
2
Учебные мини-проекты «Риски в мире
1
денег»
Обобщение результатов изучения
2
модуля №3
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни человека
Что такое банк
2
https://fingram.lenta.ru/
Польза и риски банковских карт
2
Тема 10. Собственный бизнес
Что такое бизнес
2
https://fingram.lenta.ru/
Как создать свое дело
2
Тема 11. Валюта в современном мире
Что такое валютный рынок и как он
2
https://fz.oc3com.com/
устроен
Можно
ли
выиграть,
размещая
2
сбережения в валюте
Учебные
мини-проекты
«Валюта
в
1
современном мире»
Обобщение результатов изучения
2
модуля №3
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и из роль в жизни семьи
Что такое налоги и зачем их нужно платить
2
https://fz.oc3com.com/
Какие налоги мы платим
1
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости
Что такое пенсия и как сделать ее
2
https://fz.oc3com.com/
достойной
Заключение
Обобщение результатов обучения курса
1
«Финансовая грамотность»
Итого
Всего
7
15
4
4
7
5
3
2
1
34
170