Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ СОШ с.п. Урвань на 2024-2025 учебный год (в соответствии с требованиями ФГОС СОО 3.0 и ФОП НОО)
Описание образовательной программы
Аннотация к ООП СОО МКОУ СОШ с.п. Урвань на 2024-2025 учебный год.
Основная образовательная программам
среднего общего образования (далее –
Программа) МКОУ
СОШ с.п. Урвань разработана на
основе ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ»
с изменениями и дополнениями, федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее –
ФГОС СОО) и ФОП СОО, утвержд. Приказом _Минпросвещения РФ 371 от _18.05.2023__
Также при реализации ООП СОО учтены требования:
•
Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
•
Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания".
1.
При разработке ООП СОО предусматривает непосредственное применение
при реализации обязательной части ООП СОО федеральных рабочих программ по
учебным предметам: «Русский
язык», Литература», «История», «Обществознание», «География», «ОБЗР».
ООП СОО включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный. Приложением к ООП СОО являются локальные нормативные акты
образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную
образовательную программу.
ООП СОО
является основным документом, определяющим содержание общего образования, а
также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве
урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Приложением к ООП СОО являются локальные нормативные акты МКОУ
СОШ с.п. Урвань, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу, рабочие программы по предметам.
Разработка и утверждение основной образовательной программы и приложений к ней регламентируются законодательством.
Основная образовательная программа среднего общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Цели реализации основной образовательной программы основного
общего образования
Основное общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.
Целями реализации ООП СОО являются:
1.1.1.
Целями реализации ФОП СОО являются:
·
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
·
воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством
личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского
становления;
·
преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
·
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
·
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на
основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего
общего образования;
·
подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному
выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
·
организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и
(или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке.
·
Достижение поставленных целей реализации ФОП СОО предусматривает решение
следующих основных задач:
·
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации,
навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов,
способностей к социальному самоопределению;
·
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
·
достижение планируемых результатов освоения ФОП СОО всеми обучающимися, в
том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
·
обеспечение доступности получения качественного среднего общего
образования;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
·
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-
технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации;
·
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
·
организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
·
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического
и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В соответствии с пунктом 5
статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не
освоившие программу основного общего образования, не допускаются к
обучению на следующих уровнях образования.
Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования
ООП СОО учитывает
следующие принципы:
принцип учёта
ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям,
содержанию, планируемым результатам
и условиям обучения на уровне среднего общего образования;
принцип учёта
языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП
СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков
народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
принцип учёта
ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль
и самоконтроль);
принцип индивидуализации
обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми
способностями, потребностями и интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию
на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
принцип учета
индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
принцип
интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный №
62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы),
и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее –
Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП СОО
учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем
аудиторной работы обучающихся за два учебных года не может составлять менее
2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 6-дневной учебной неделе,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и
интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего
общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации.
1.1.3
Общая характеристика ООП СОО
ООП СОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой
раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации ООП СОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой
раздел ООП СОО включает:
пояснительную
записку;
планируемые
результаты освоения обучающимися ООП СОО;
систему
оценки достижения планируемых результатов освоения СОП СОО.
Содержательный
раздел ООП СОО включает следующие программы, ориентированные на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие
программы учебных предметов;
программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую
программу воспитания.
Рабочие
программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов
освоения ООП СОО и разработаны
на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего общего образования.
Программа
формирования универсальных учебных действий
у обучающихся содержит:
цели и
задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся
как средства совершенствования их универсальных учебных действий;
описание понятий,
функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с
содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также
места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.
Рабочая
программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе
укрепление психического здоровья
и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы среднего
общего образования.
Рабочая
программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими
институтами воспитания.
Рабочая
программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям – нравственным ориентирам, являющимся основой
мировоззрения граждан России, передаваемым
от поколения к поколению, лежащим в основе общероссийской идентичности
и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство,
нашедшие свое уникальное проявление в духовном, историческом и культурном
развитии многонационального народа России.
Организационный
раздел ООП СОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности,
а также организационные механизмы и условия реализации программы среднего
общего образования и включает:
учебный план;
план
внеурочной деятельности;
календарный
учебный график;
календарный
план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы содержит перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения.