Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с УО
Описание образовательной программы
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ―АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Адаптированной основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на формирование общей культуры воспитанников с умственной отсталостью, обеспечивает разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Программа способствует эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с нарушениями интеллекта. Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и психического развития воспитанников в целях их успешной социализации в современное общество.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью состоит из двух:
1. Адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
2. Адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития (вариант 2)
АООП для обучающихся с умственной отсталостью содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел (вариант 1) включает в себя:
-программу формирования учебных действий обучающихся с умственной отсталостью;
-программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
-программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью;
-программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
-программу коррекционной работы;
-программу внеурочной деятельности.
Содержательный раздел (вариант 2) включает в себя:
- программу формирования базовых учебных
действий |
- программу учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области |
- программу нравственного развития |
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
- программу внеурочной деятельности |
- программу сотрудничества с семьей обучающегося |
Организационный раздел включает учебный план АООО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с с умственной отсталостью.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов опора на следующие принципы:
1)
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
2) объективности оценки,
раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3)
единства параметров, критериев
и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить
объективность оценки в разных образовательных
организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.